Салтыков-Щедрин в своем творчестве нередко прибегал к сказочной форме повествования. Фольклорный жанр позволял великому сатирику обличать социальные пороки и чиновничью несостоятельность, минуя жесткую цензуру.
Рассмотрим на примерах, к каким приемам прибегал мастер меткого пера и что за ними скрывалось. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» сатирик погружает читателя в абсолютно фантастический мир: два высоких чина оказываются на необитаемом острове.
При этом ни один из генералов не приспособлен к жизни в экстремальных условиях. Им даже неведомо, что пища в изначальном виде «летает, плавает и на деревьях растет».
От неминуемой смерти товарищей по несчастью спасает неизвестно откуда появившийся мужик. Он накормил и напоил генералов, еще и веревку для себя самого сплел «чтоб не убег». В сказочной истории грамотный читатель без труда понимает намек автора, но Салтыков-Щедрин вводит в повествование дополнительную деталь — «нумер Московских ведомостей», благодаря чему усиливает гротеск и развевает сомнения о связи причудливой повести с реальной жизнью.
Не менее фантастически развиваются события в «Диком помещике». Герой этого произведения даже глупее, чем упомянутые генералы. Помещик не переносит «холопьего духа» и мечтает избавиться от крестьян, не осознавая зависимости от них. Как только мужики покидают барина, тот начинает перевоплощаться: не моется, не стрижется, начинает ходить на четвереньках. Кульминацией одичания становится превращение героя в медведя.
Образ косолапого выбран автором не случайно — он ассоциирует его с крайней дикостью и глупостью.
В своих произведениях автор иносказательно раскрывает суть паразитирующих сословий. Гиперболизацией глупости богачей и покорности народа, Михаил Евграфович очень метко изображал действительность.
Можно сделать вывод, что писатель намеренно совмещал фольклор с сатирой во избежание цензуры. При этом ему удавалось в доступной форме и наиболее полно отображать злободневные темы.
Дайджест:
- Почему так уродлив и карикатурен мир власть имущих в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина?Салтыков-Щедрин смело может называться заслуженным талантливым сатириком с мировыми именем. Произведения, созданные этим автором, не теряют актуальности и популярности до этого момента, а темы, обсуждаемые в них, остаются всегда острыми. В «Сказках», созданных рукой этого автора, высмеивается мир, в котором господствуют высшие слои общественного строя. Щедрина возмущала несправедливость, и жестокость, с которой дворяне относились к ... Читать далее...
- Какова роль образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина?Сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин, как и мастер басен И. А. Крылов, писал свои незабвенные произведения «эзоповым языком». Образы животных символизируют в политических сказках людей, точнее — их пороки. В «Премудром пескаре» автор иронизирует над глупостью, в «Диком помещике» — над дикарством и невежеством. В сказке «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин представляет трусливого чиновника в образе пескаря. Герой ... Читать далее...
- Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-ЩедринаМихаил Евграфович Салтыков-Щедрин — продолжатель традиций русской сатиры, в первую очередь Д. И. Фонвизина и Н. В. Гоголя. Но Салтыков-Щедрин — самобытный и своеобразный писатель, без которого трудно представить нашу классическую литературу. «Диагност наших общественных зол и недугов», — так отзывались о нем современники. Жизнь российскую Салтыков-Щедрин знал не из книг. Сосланный в Вятку за ... Читать далее...
- О чем заставляют нас задуматься «Сказки для детей изрядного возраста» М. Е. Салтыкова-Щедрина?М. Е. Салтыковым-Щедриным за основу для написания своего сатирического цикла был взят жанр, полюбившийся народу, а именно — сказка. В качестве грозного оружия для борьбы с существующим строем Салтыков-Щедрин использовал сатиру. Завершающий этап творчества великого писателя длился на протяжении 1883 — 1886 годов. В этот период он принимает решение, связанное с необходимостью подведения итогов своих ... Читать далее...
- Изображение русского мужика в сказке Салтыкова Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Сатира М. Е. Салтыкова‑Щедрина правдива и справедлива, хотя нередко ядовита и зла. Его сказки — это и сатира на самодержавных правителей, и изображение трагического положения угнетенного народа, его каторжного труда, и высмеивание господ и помещиков. Сказки Салтыкова‑Щедрина — это особая форма сатиры. Изображая действительность, автор берет только наиболее яркие черты, эпизоды, по возможности сгущает краски ... Читать далее...
- Идейное содержание «сказок» Салтыкова-Щедрина«Сказки» Салтыкова-Щедрина не случайно называют итоговым произведением автора. В них со всей остротой подняты те проблемы России 60-80 гг. XIX века, которые волновали передовую интеллигенцию. В спорах о дальнейших путях России высказывались многие точки зрения. Известно, что Салтыков-Щедрин был сторонником борьбы с самодержавием. Как и многие мыслящие люди того времени, он был увлечен «народной» идеей ... Читать далее...
- План сочинения: Барин и мужик в произведениях Толстого и Салтыкова-ЩедринаБарин и мужик в произведениях Л. Н. Толстого и М. Е. Салтыкова-Щедрина. I. Вступление Взаимоотношения барина и мужика всегда интересовали русских писателей, но после реформы 1861 года эта тема приобрела особую актуальность. II. Главная часть 1. У Толстого и у Салтыкова-Щедрина показан конфликт между барином и мужиком, объективно складывающиеся противоречия между дворянином и крестьянином. Для ... Читать далее...
- Тургенев, Первая любовь. Какую роль в повести играют описания снов?Тургенев, Первая любовь. Какую роль в повести играют описания снов? Сюжет повести определен ее названием. Найдите все этапы композиции этого произведения: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог. Как каждая из этих составных частей общей структуры «работает» на то, чтобы читатель С вниманием и интересом читал повесть? Глава I — экспозиция, сообщающая о месте отдыха героя ... Читать далее...
- Какую роль в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» играют исторические персонажи?В «Капитанской дочке» А. С. Пушкин изображает крестьянское восстание 70-х годов XVIII столетия под предводительством Пугачева. В вымышленном повествовании он показывает реальных для эпохи героев, которых выводит на первый план. Основным историческим персонажем произведения стал Емельян Пугачев. Беглый донской казак выдает себя за почившего государя Петра III. Пушкин неоднозначно относится к личности предводителя бунтарей, раскрывая ... Читать далее...
- Изображение генералов в сказке Салтыкова Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество М. Е. Салтыкова‑Щедрина занимает особое место в русской литературе XIX в. Все его произведения проникнуты любовью к народу, желанием сделать жизнь лучше. Однако сатира его нередко едкая и злая, но всегда правдивая и справедливая. М. Е. Салтыков‑Щедрин в своих сказках изображает множество типов господ. Это и чиновники, и купцы, и дворяне, и генералы. В ... Читать далее...
- Какую роль в становлении личности играют детство и юностьПочему люди настолько разные? Герои, трудоголики, тунеядцы… Влияет ли детство на становление личности? Несомненно, влияет! Ведь характер и социальные качества формируются с малолетства. В процессе воспитания родители прививают ребенку понятия о добре и зле, справедливости и беззаконии, чести и бесчестии. Родители мечтают вырастить чадо счастливым, стараются обеспечить всем самым лучшим: ярким детством, хорошим образованием, престижной ... Читать далее...
- Сказки Салтыкова-Щедрина как социально-политическая сатираМихаил Евграфович Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков в мировой литературе. Свою жизнь и свой талант он посвятил борьбе за освобождение русского народа от крепостнического гнета;, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного права. Сатирик высмеивал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их ... Читать далее...
- Особенности сказок М. Е. Салтыкова-ЩедринаМ. Е. Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для Салтыкова-Щедрина. Сказочными элементами пронизано все его творчество. Темы сказок: деспотическая власть, господа и рабы, страх как основа рабской психологии, каторжный труд и др. Объединяющим тематическим началом всех сказок выступает жизнь народа в ее соотнесенности с жизнью господствующих сословий. Что сближает сказки ... Читать далее...
- Какую роль играют в романе женские образы?Почему М. Ю. Лермонтов рассказывает о событиях в романе «Герой нашего времени» не в хронологической последовательности? Какова должна быть эта последовательность? М. Ю. Лермонтов нарушает хронологическую последовательность, чтобы полнее раскрыть характер Печорина. В повестях «Бэла» и «Максим Максимыч» он показывает противоречивые поступки героя, непонятные окружающим. Затем проясняются мотивы поступков. Кроме того, в первых четырех повестях ... Читать далее...
- Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина как политическая сатираСалтыков-Щедрин — один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного права, оставшиеся в быту и психологии людей. Сатирик критиковал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их долготерпение, рабскую психологию. ... Читать далее...
- Какую роль играют деньги в жизни общества? По тексту из Открытого банка заданийКакую роль играют деньги в жизни общества? Вот проблема, над которой размышляет автор. В данном тексте из Интернета публицист повествует нам о различных точках зрения на деньги известных русских писателей: А. С. Пушкина, А. Герцена, И. С. Тургенева слова его героя Е. Базарова. . Каждый из них считал, что только деньги делают человека хозяином своей ... Читать далее...
- Народные сказки как основа сюжета произведения Салтыкова Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»М. Е. Салтыков‑Щедрин — русский сатирик, создавший множество замечательных произведений. Его сатира всегда справедлива и правдива, он бьет точно в цель, вскрывая проблемы современного ему общества. Вершин выразительности автор достиг в своих сказках. В этих небольших по объему произведениях Салтыков‑Щедрин обличает злоупотребления чиновничества, несправедливость порядков. Его огорчало, что в России прежде всего заботятся о дворянах, ... Читать далее...
- А. С. Пушкин. Дубровский. Какую роль в сюжете романа играют письма и записки героев?Какую роль в сюжете романа играют письма и записки героев? Письма и записки героев играют значительную роль в развитии действия, а также в раскрытии образов героев и персонажей романа, их характеров. Независимый нрав Андрея Гавриловича, гордость своим дворянским званием, приверженность к старинному стилю речи и образу мыслей проявляются в его письме к Троекурову. Оно же ... Читать далее...
- План сочинения — Своеобразие сатиры Салтыкова-ЩедринаСвоеобразие сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина I. Вступление Сатира как «уничтожение смехом» . Своеобразие сатиры того или иного писателя определяется объектом сатиры и художественными средствами сатирического изображения. II. Главная часть 1. Объектом сатиры Салтыкова-Щедрина был весь уклад русской общественной жизни второй половины XIX века. Щедрин высмеивал не «пороки» человека вообще, а изъяны общественно-политической системы, социальную психологию ... Читать далее...
- Рассуждение смысл высказывания Салтыкова-Щедрина Мысль формирует себяНапишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Еще в XIX веке М. Е. Салтыков-Щедрин писал о том, что мысль себя формирует во всей полноте, ... Читать далее...
- Сопоставительная характеристика народных сказок и Салтыкова-ЩедринаВ сказках народных всегда присутствует зачин. Это характерная часть, начинающая повествование, погружающая читателя в историю. Обычно зачин начинается с характерных для народных сказ клише, например «Жили-были…». Зачин есть и в сказках Салтыкова-Щедрина. Так же как и в народных, в некоторых сказках автора есть троекратные повторы. Они являются одной из главных черт русских народных сказок, и ... Читать далее...
- Сказки М. Е. Салтыкова-щедринаСочинения по литературе: Сказки М. Е. Салтыкова-щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин — один из величайших русских сатириков, который бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного права, укоренившиеся в психологии людей. Творчество Щедрина связано с традициями его гениальных предшественников: Пушкина и Гоголя. Но сатира Щедрина острее и беспощаднее. Во всем блеске раскрылся талант ... Читать далее...
- Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Реальное и фантастическое1. Сатира Салтыкова-Щедрина. 2. Жанровые особенности сказок. 3. Герои. 4. Фантастические мотивы. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина — это совершенно особый пласт творчества писателя. Практически все Салтыков-Щедрин создал в последние годы жизни. Эти короткие произведения поражают разнообразием художественных приемов, а так же своим социальной значимостью. Писатель адресует свои «сказки» «детям изрядного возраста». Тем самым Салтыков-Щедрин словно ... Читать далее...
- Пересказ произведения «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова-Щедрина М. ЕПлан пересказа 1. Два генерала внезапно очутились на необитаемом острове. Их разговоры и бестолковые дела. 2. Генералы нашли мужика, который стал их обслуживать. 3. Мужик строит лодку и доставляет генералов обратно в Петербург. Пересказ Два генерала очутились на необитаемом острове. «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не ... Читать далее...
- Сочинение: Весел или печален финал «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина?Идейно-художественное своеобразие сказок Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина заключается в том, что для выражения злободневного общественно-политического содержания писатель изобретательно использует элементы фольклора. При этом он применяет все приемы, присущие его сатирическому творчеству: аллегорическое иносказание, эзопов язык, гротеск и гиперболу. Это позволяет автору, с одной стороны, донести до читателя острое политическое содержание, а с другой — облечь его ... Читать далее...
- Что придает сатирическим произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина современное звучание?Известный сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин творил почти полторы сотни лет назад, но его гениальные произведения актуальны по сей день. В повестях, романах, рассказах, очерках и сказках писатель высмеивал пороки, поднимал острейшие общественные проблемы, многие из которых существуют и сегодня. Одним из самых известных произведений Салтыкова-Щедрина является «История одного города», где центральным образом выступает город Глупов ... Читать далее...
- На тему: Сатирические сказки Салтыкова-ЩедринаВ годы реакции и ужесточения цензуры открыто писать о таких больных и опасных вопросах, как народ и самодержавие, произвол господствующих классов и т. д., было невозможно. Салтыков-Щедрин прибегает к жанру сказки. Сказка давала возможность в аллегорической форме показать общественные отношения, в образы животных воплотить социальные типы. С народной сказкой произведения Салтыкова-Щедрина связаны использованием некоторых фольклорных ... Читать далее...
- Сатирические сказки в творчестве Салтыкова-ЩедринаК жанру сатирических сказок Салтыков-Щедрин обратился еще в 1869 г.; большая же их часть написана в середине 80-х годов, в период ожесточенной правительственной реакции, наступившей после поражения второй революционной ситуации, когда обнаружилось явственное стремление покончить даже с теми ограниченными реформами, которые были проведены в 60-е годы. Писатель с прежней резкостью бичевал самодержавие и хорошо сохранившиеся ... Читать далее...
- Гипербола и гротеск в сказке Салтыкова Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество Салтыкова‑Щедрина можно с полным правом назвать высшим достижением социальной сатиры 1860-1880‑х гг. Ближайшим предшественником Щедрина не без основания принято считать Н. В. Гоголя, создавшего сатирико‑философскую картину современного мира. Однако Салтыков‑Щедрин ставит перед собой принципиально иную творческую задачу: разоблачить и уничтожить как явление. В. Г. Белинский, рассуждая о творчестве Гоголя, определял его юмор как «спокойный ... Читать далее...
- Рецензии к сказкам Салтыкова-Щедрина. Часть 1В настоящее издание включены избранные сказки Салтыкова-Щедрина, часть сказочного цикла, в который входит 32 произведения. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил Горячим поклонником сатирического таланта Салтыкова-Щедрина был И. С. Тургенев. Он «сам читал однажды на литературном утре в Париже «Двух генералов» Салтыкова и позаботился о переводе их на французский язык». . …шекснинска ... Читать далее...
Какую роль в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина играют фольклорные мотивы?