Кампоамор

После Соррильи никто не возбуждал такого восхищения в высших классах испанского общества, как дон Рамон Кампоамор. Они были ровесниками, оба родились в 1817 году, но второй гораздо позже достиг успеха, и это скорее послужило ему в пользу, чем в ущерб. Развиваясь постепенно, творчество его крепло, a сам он имел время лучше присмотреться к жизни и установить свое нравственное миросозерцание на более прочных началах.

Кампоамор не ограничивается одними описаниями и картинками; это не переделыватель старых легенд на новый лад, a творец самостоятельный,

истинный художник, стремящийся поставить свое имя наряду с Милтонами и Дантами. Хотя ему не раз приходилось заседать в кортесах, в качестве депутата, но политика не поглотила всех его умственных сил, как это было с большинством испанских деятелей из того же литературного мира.

Мы остановимся здесь на одних только поэтических произведениях Кампоамора, потому что, хотя сам он и сильно претендовал на звание философа, но в действительности ему не удалось создать на этом поприще ничего сколько ни будь заслуживающего внимания, трудно было соединить в своем уме и привести в стройную систему те смутныя идеи, что

внушала ему своеобразная метафизика.

Есть два сборника его лирических стихотворений под заглавием Думы Поэта и Doloras {Вот что разумеет здесь сам автор под словом Doloras: выражение чувства и философской мысли в легкой, игривой форме стиха. Кроме того он написал эпическую поэму Колумб и другую с более обширным замыслом, Всемирную Драму, состоящую из восьми дней. Ниже мы изложим ее содержание, чтобы читатель мог составить o ней понятие, хотя в общих чертах.

Наиболее известны и наиболее популярны из его произведений стихи, помещенные в упомянутом нами сборнике Las Doloras.

Высшее испанское общество оставалось неизменно благосклонным к этому поэту: во все царствование Изабеллы II оно постоянно собиралось в своем частном театре Колизее Пиккера, названном так в честь знаменитого художника-скульптора, создавшего все архитектурные украшения этого здания. Абоненты устраивали там литературно-драматические вечера, на которых нередко присутствовала и сама королева со всеми членами своей семьи. Кампоамор большею частью являлся главным героем этих собраний; он читал на них свои акростихи, триолеты и проч., и все это увлекало слушателей, потому, что было или согрето чувством, или освещено мыслью, и всегда облечено в грациозную форму, проникнуто мелодией стиха, этим прирожденным даром большинства испанских поэтов.

Он вольно распевал свои песни, как жаворонок, a иногда, для усиления эффекта, им аккомпанировала артистическая музыка.

Несмотря на религиозную подкладку Всемирной Драмы, на ее христианский дух нам кажется очевидным, что в сущности Кампоамор, подобно Гете, полагает свою идею божества в самой природе, в совокупном действии всех ее жизненных сил. Мы могли бы привести не мало доказательств такого мировоззрения, хотя сам автор, наверное, стал бы опровергать, но достаточно указать на другую его поэму, под заглавием Роза Параклита, где еще ярче выражена тоже основная мысль, и точно также внимание автора постоянно занято разнообразной организацией существ, населяющих миры, при чем индивидуальная жизнь представляется ему лишь случайным, мимолетным явлением в неизменном и вечном порядке вещей.

Не менее своеобразна и самая фактура Всемирной Драмы, кажется, будто она слагалась так, как слагаются оперы, по составленному заранее либретто: каждый эпизод является в ней словно оторванным от других, a между тем в целом все они способствуют развитию главной идеи, положенной автором в основу произведения.

Вообще, в творчестве Кампоамора замечается столько же разнообразия и противоположных элементов, сколько и в самом складе современной ему общественной жизни: и реализм, и скептицизм, то христианское, то пантеистическое мировоззрение, вера и безверие, печаль и радость, восторг и уныние.

Испанский критик Дамиан Фернандес Ройон так говорит об этом авторе в своем предисловии к 8-му изданию его Doloras {Doloras, par Don Ramon de Campoamor. Madrid, 1864. San-Martin y Julrera.}:

«Кампоамор — поэт очень разнообразный, хотя по своей натуре и по характеру более склонный к элегическому настроению. Описания его точны, ясны, определенны; рассказ естествен и жив, диалоги характерны. Правда, он грешит иногда в самом выборе сюжетов, впадает в парадокс, но эффекты y него по большей части не преувеличены, a картины всегда закончены и хорошо распланированы.

Слог сжатый, резкий и отличается скорее силой, чем плавностью и мелодией, периоды слишком отрывочны и не особенно богаты выразительностью, но все эти недостатки с избытком выкупаются каким-то своеобразным блеском стиха, то согретого чувством, то проникнутого поучительной мыслью».

К этой характеристике нечего прибавить она вполне беспристрастна и дает самое верное понятие o достоинствах и недостатках Кампоамора.




Кампоамор