«Каролингская школа» в литературе Англии
Эта школа наследует традиции ренессансной поэзии и одновременно выступает как еще одна английская модификация барокко. Ее название происходит от латинизированного имени короля Карла I. В нее входили поэты-«кавалеры», сторонники короля, создававшие придворно-аристократическую поэзию, чем-то напоминающую прециозную литературу Франции. В их поэзии широко представлены анакреонтические и пасторальные мотивы, царит мирное веселье, воспевается природа, красота, уют. Наиболее заметным поэтом этой школы был Роберт Геррик. Даже названия его
Джон Мильтон — крупнейший английский поэт XVII в. Мильтон родился в Лондоне, В семье нотариуса. В семье, а затем в школе и в Кембриджском университете его личность формировалась под влиянием пуритан. Он создал диптих «L’allegro» и «II penseroso» , где, в отличие от Донна, живописал согласие чувств и разума, отдавая
В 1638 — 1640 гг. Мильтон путешествует по Европе. В Италии гго принимают как крупного поэта и ученого.
Но весть о созыве парламента в Англии, начале революции заставляет его вернуться на родину и активно включиться в борьбу за обновление общества. Публицистика. Второй период творчества Мильтона связан прежде всего с публицистической деятельностью. Один за другим появляются трактаты и памфлеты «Учение о разводе» , «Ареопагитика» , где отстаивается свобода печати, «О воспитании» , где изложено учение о добродетели, проистекающей из «естественных законов», «Обязанности государей и правителей» , где приводятся исторические и юридические доказательства правомерности казни короля, и др.
Славу самого выдающегося публициста Европы принесли Мильтону «Защита английского народа» , «Вторая защита английского народа» и «В защиту себя — , направленные против сторонников короля. Публицистическую деятельность Мильтон совмещал с исполнением обязанностей латинского секретаря Государственного совета, ведущего переписку на латинском языке с европейскими правительствами. Огромная нагрузка приводит к катастрофе: в 1652 г. Мильтон ослеп, но все равно продолжал литературную и государственную деятельность Стихи. В стихотворении «Шекспиру» Мильтон повторяет образ «Памятника» Горация: Шекспир воздвиг себе памятник выше и прочнее пирамид. Поэт сравнивает творчество Шекспира с современной литературой, о которой говорит с грустью: «С твоей сво бодной песнью что сравнится? А в наши дни искусству только мнится Свободным быть».
В 1650-е гг. Мильтон написал 20 сонетов выдающийся образец жанра. В сонете «Лорду-генералу Кромвелю» поэт, прославляя прошлые заслуги Кромвеля воина, призывает его обратить внимание на опасности, с которыми надо бороться в мирное время: «.Подвигов немало Teбе свершить — победы мирных дней Славнее битв».
Одна из таких опасностей — корысть. Однако его призывы не были услышаны. Мильтон замечает, что Кромвель, забыв о лозунгах революции, все более упивается властью, и постепенно отходит от политической деятельности.
Последний период творчества. С поражением революции и началом реставрации Стюартов для Мильтона наступает мрачное время. Он едва избегает казни и тюрьмы. В августе 1660 г, по указу короля публично сжигаются книги Мильтона «Иконоборец» и «Защита английского народа». В этот период написаны самые знаменитые произведения писателя — поэмы «Потерянный Рай» и «Возвращенный Рай» , трагедия «Самсон-борец» . Поэма «Потерянный Рай» . Это поэма-эпос Нового времени, высшее достижение Мильтона.
Она написана белым стихом, включает около 11 тысяч строк, разбитых на 12 песен Сюжет — восстание Сатаны против Бога и низвержение его в Ад. грехопадение Адама и Евы и изгнание их из рая — взят из Библии, форма произведения ориентирована на античные образцы, что позволяет говорить о художественном методе Мильтона как об английском варианте классицизма. Вместе с тем в поэме есть параллели с «Божественной комедией» Данте, в обрисовке основных персонажем обнаруживаются черты эстетики барокко. Существует вполне обоснованное мнение, что Мильтон в поэме близок и ренессансному «христианскому гуманизму» Эразма Роттердамского и Томаса Мора. Рассказ о мятеже Сатаны он относит к экспозиции, а развязкой считает изображение Сатаны в Аду. От осуждающего пафоса Мильтон переходит к сложной характеристике Сатаны, который начинает возбуждать у читателей не только осуждение, но сочувствие: «.Рок обрек Его на казнь горчайшую: на скорбь О невозвратном счастье и на мысль О вечных муках.
Он теперь обвел Угрюмыми зеницами вокруг; Таились в них и ненависть, и страх, И гордость, и безмерная тоска.» . Тему произведения поэт определил как прослушание человека, соблазненного Сатаной». В конце поэмы Адам и Ева покидают Эдем просветленными, осознавшими свой грех и необходимость расплаты за него. Двенадцатая песнь, завершающая повествование, рассказывает также о приходе Мессии — Сына Божьего, его смерти и воскресении. Ветхозаветный миф, к которому обратился Мильтон, приобрел новое, необычное звучание созвучное эпохе революционных потрясений.
В. Г. Белинский по этому поводу писал: «Поэзия Мильтона явно произведение его эпохи: сам того не подозревая, он в лице своего гордого и мрачного Сатаны написал апофеозу восстания против авторитета, хотя и думал сделать совершенно другое. Так сильно действует на поэзию историческое движение обществ».
«Каролингская школа» в литературе Англии