Термин «Натуральная школа» в русской литературе

Условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 40-х гг. 19 в. Термин «Натуральная школа», впервые употребленный Ф. В. Булгариным в пренебрежительной характеристике творчества молодых последователей Н. В. Гоголя, был утвержден в литературно-критическом обиходе В. Г. Белинским, который полемически переосмыслил его значение: «натуральное», т. е. безыскусственное, строго правдивое изображение действительности. Мысль о существовании литературной «школы» Гоголя, выражавшей движение русской литературы

к реализму, Белинский развил раньше ; развернутая характеристика Натуральной школы и ее важнейших произведений содержится в его статьях «Взгляд на русскую литературу 1846 года», «Взгляд на русскую литературу 1847 года», «Ответ «Москвитянину «» .

Выдающуюся роль собирателя литературных сил Н. ш. сыграл Н. А. Некрасов, составивший и выпустивший в свет ее главные издания — альманах «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник» . Печатными органами Натуральной школы стали журналы «Отечественные записки» и «Современник». Для Натуральной школы характерно преимущественное

внимание к жанрам художественной прозы. Вслед за Гоголем писатели Натуральной школы подвергали сатирическому осмеянию чиновничество, изображали быт и нравы дворянства, критиковали темные стороны городской цивилизации, с глубоким сочувствием изображали «маленького человека» . От А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Натуральная школа восприняла темы «героя времени» , эмансипации женщины. Н. ш. новаторски решала традиционные для русской литературы темы и выдвигала новые.

В стремлении писателей Натуральной школы быть верными «натуре» таились различные тенденции творческого развития — к Реализму и к натурализму. В 40-е гг. эти тенденции не обнаружили четкого разграничения, порой сосуществуя в творчестве даже одного писателя. Объединение в Натуральной школе многих талантливых писателей, ставшее возможным на почве широкого антикрепостнического фронта, позволило школе сыграть важную роль в становлении и расцвете русской литературы критического реализма. Влияние Натуральной школы сказалось также в русском изобразительном, музыкальном искусствах. Булгарин в целях унижения новой литературной школы впервые презрительно назвал ее «натуральной». «Бедные люди», открывавшие «Петербургский сборник», были восприняты не только соратниками Белинского, но и его противниками как произведение, программное для «натуральной школы», воплотившее в жизнь важнейшие принципы руководимого Белинским демократического направления в литературе 1840-х годов, развивающего гоголевские реалистические и социально-критические традиции.

Поэтому в развернувшейся сразу же после выхода «Петербургского сборника» полемике вокруг «Бедных людей» дело шло не только об оценке романа Достоевского, но и об отношении к «натуральной школе». Этим объясняется крайняя ожесточенность борьбы вокруг романа в 1846-1847 гг. В один день с извещением Булгарина издевательская рецензия на «Петербургский сборник» появилась в кукольниковской «Иллюстрации».

Анонимный рецензент писал о «Бедных людях»: «Роман не имеет никакой формы и весь основан на подробностях утомительно однообразных, наводит такую скуку, какой нам еще испытать не удавалось». Относя «Бедных людей» к «сатирическому роду» и выражая свое недовольство его успехами в литературе 1840-х годов, рецензент отдавал предпочтение вышедшим незадолго до этого «Петербургским вершинам» Я. П. Буткова. Через четыре дня после «Иллюстрации» появилась рецензия на «Петербургский сборник» в «Северной пчеле», где о романе говорилось: «Душевно радуясь появлению нового дарования среди бесцветности современной литературы русской, мы с жадностию принялись за чтение романа Достоевского и, вместе со всеми читателями, жестоко разочаровались. Содержание романа нового автора чрезвычайно замысловато и обширно: из ничего он вздумал построить поэму, драму, и вышло ничего, несмотря на все притязания создать нечто глубокое, нечто высокопатетическое, под видом наружной, искусственной простоты».

Рецензент возлагал вину за неудачу романа на Белинского и его влияние: «… не скажем, — писал он, — чтоб новый автор был совершенно бездарен, но он увлекся пустыми теориями принципиальных критиков, сбивающих у нас с толку молодое, возникающее поколение».


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Термин «Натуральная школа» в русской литературе