Каролингское Возрождение

Каролингское Возрождение Король франков, а с 800 г. император средневековой Римской империи Карл Великий поставил перед собой целью «renovatio Romani imperii» , для чего, в частности, собрал при своем дворе в Аахене самых образованных людей Европы и основал Академию по примеру древних. Во главе Академии встал англосакс из Йорка Алкуин, в ней трудились вестгот из Испании Теодульф, франк Эйнхард, лангобард Павел Диакон, архиепископ Августодунский Муадвин и другие выдающиеся литераторы. Эйнхард, автор «Жизни Карла Великого». Они отказались от своих

«варварских» имен и назвались именами великих античных авторов: Алкуин стал Горацием, Ангильберт — Гомером, Муадвин — Назоном и т. д. Они возродили античные метры, строфы, жанры эклоги, эпитафии, панегирика, послания, басни и др., языческую образность, литературные персонажи, описательность в духе Авсония. Но содержание их произведений уже сугубо средневековое: вопросы христианской веры, борьбы с арианской ересью, верности христианским правителям, жизнь и подвиги святых и т. д. Не случайно тема плотской любви, столь характерная для античности, заменяется темой дружбы. Реликварий с мощами Карла Великого в капелле
Г. Аахен, построенной по указанию Карла.

Поздний представитель Каролингского Возрождения Валахфрид Страбон, воспитатель внука Карла Великого — Карла Лысого, переработал прозаическое видение, написанное аббатом Гайто, и его «Видение Веттина» стало первым образцом средневекового жанра видения, прообразом «Божественной комедии» Данте. Некоторые исследователи выражают сомнение в правомерности использования термина Возрождение для описания данного культурного феномена, например, известный французский историк, представитель Школы Анналов Жак Ле Гофф, который в работе «Интеллектуалы в средние века» пишет: «Для возрождения у него отсутствуют те количественные показатели, которые предполагаются самим этим понятием. Да, повысился уровень культуры детей аристократов, учеников дворцовой школы, тех из клириков, кто обучался в немногих крупнейших монастырских и епископальных центрах.

Но одновременно Каролингское возрождение практически положило конец остаткам начального образования, которое меровингские монастыри распространяли среди детей из окрестных деревень. Во время великой реформы бенедиктинского ордена 817 г., на которую императора Людовика Благочестивого вдохновил св. Бенедикт Анианский и которая заключалась в замыкании на себе самом первоначального бенедиктинского монашества, «внешние» школы монастырей были закрыты. Ренессанс для замкнутой элиты — крайне малочисленной — должен был послужить клерикальной Каролингской монархии небольшим питомником, выращивающим чиновников и политиков.

Республиканские учебники французской истории заблуждаются в своих восхвалениях Карла Великого, делая из него покровителя школ и предшественника Жюля Ферри» . Тем не менее, невозможно игнорировать специфические особенности данного явления средневековой культуры. Проф. Б. И. Пуришев справедливо указывал: «В период глубокого падения западноевропейской культуры поэзия каролингского Возрождения была явлением незаурядным» . Пример каролингского манускрипта. Просуществовавшее очень недолго Каролингское Возрождение стало первым примером «малых Возрождений» в средневековой культуре Европы.

Тексты: Пуришев Б. И. Зарубежная литература средних веков: Хрестоматия /3-е изд., испр. М., 2004. Лит.: История французской литературы: В 4 т. М., 1946.

Т. 1; История всемирной литературы: В 9 т. М., 1 984. Т. 2; Луков Вл. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней /5 изд.

М., 2008; Litterature française: en 2 vol. /Publ. sous la dir. de J. Bedier, P. Hasard. P., 1955. V. 1. >Вл.

А. Луков Этапы литературного процесса: Средние века: Раннее Средневековье.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Каролингское Возрождение