Казак Крамсков в сражении

Столь же драматична история, запечатленная в «Коловерти». Старый казак Крамсков и двое его сыновей сражаются в рядах красных. Когда они попадают в плен к белогвардейцам, расправу над ними учиняет младший сын Крамскова — белый офицер.

Звериные нравы людей, которыми правит собственность, воссозданы на страницах рассказа «Червоточина». Прижимистый и жестокий Яков Алексеевич люто возненавидел младшего сына Степана — активиста комсомольской ячейки. Однажды он узнает, что пропали быки, которых пас Степан.

В слепой ярости

отец и старший брат убивают Степана. Быки же вскоре сами вернулись домой.

Писателя интересует и другое: как в условиях классовой борьбы формируются новейшая мораль, как высокая человечность и благородство определяют строй души тех, кто отдал себя делу революции. Истинный гуманизм и самопожертвование проявляет герой рассказа «Продкомиссар» комсомолец Бодягин. Уходя от погони, он ценой своей жизни спасает замерзающего в снегу мальчика.

Великодушием и благородством отмечены поступки персонажей рассказов «Жеребенок», «Шибалково семя», «Чужая кровь».

Новеллистика молодого Шолохова подкупала

драматизмом событий, порой переходящим в трагизм. Передача суровой правды жизни определила резкую контрастность, отсутствие полутонов в стиле и манере художника. Пласт слов казачьего просторечья, сравнения, эпитеты, фразеологические обороты, свойственные говору донских казаков.

И это дало право А. Серафимовичу сравнить Шолохова с молодым орлом, от которого многого может ждать советская литература. Предвидение старейшего пролетарского писателя сбылось раньше, чем ожидали.

«Тихий Дон» подводит итог целого этапа литературного движения. В романе оказались аккумулированными основные мотивы литературы 20-х годов: проблемы личности и массы, судеб буржуазно-дворянской интеллигенции, ломки крестьянского уклада жизни.




Казак Крамсков в сражении