Композиция «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева

1. Личность автора. 2. Основной смысл произведения. 3. Особенности композиции «Путешествия…». 4. Революционное значение.

Творчество А. Н. Радищева, первого российского писателя-революционера, было основано и подготовлено целым рядом важных исторических событий: Пугачевским восстанием, войной американских колоний за независимость, Великой Французской революцией. Эти исторические вехи не только повлияли на становление характера писателя, но во многом и стали решающими в его творчестве. Радищев стоял у истоков освободительного движения

в России и во многом предвосхитил революционные идеи декабристов.

Повесть «Путешествие из Петербурга в Москву», написанная в стиле сентиментальных дорожных заметок, стала программным для Радищева произведением. «Путешествие…», благодаря своей всеобъемлимости русской жизни, стало манифестом антимонархических и антикрепостнических высказываний. В произведении отмечена взаимная зависимость самодержавия и церкви, и, как результат, такая же зависимость между нравственным падением народа и откровенным развратом высшего общества: «нижние заражаются от верхних, а от них язва разврата достает

и до деревень». Автор указывает читателю, что «узники неволи, власть и острие в руках имеющие» становятся «наияростнейшими проповедниками ее». Также указывает писатель и на вред цензуры.

Она не дает мыслям спокойного хода и не позволяет печати нести свою оздоровительную функцию. Особенно ясно эти мысли прослеживаются в главе «Спасская Полесть», где иносказательно изображается императорский двор и сам император, в одежде, промокшей от крови и слез невинных, «первейший в обществе убийца, первейший предатель, ханжа и пагубный комедиант». Видя и вакханалию угнетаемых, лишенных человеческих прав крестьян, и откровенную грязь и разврат высшего общества, автор видит спасение для страны в народной силе и единстве. Основанием для ценности или бесценности человека для автора становятся подлинно народные качества.

Не случайно в речи о воспитании молодежи одним из неукоснительно соблюдаемых критериев выдвигается требование кормиться работой своих рук — это и есть основная крестьянская мораль. Залог великого национального возрождения в будущем писатель видит в нравственной и физической красоте крестьян, в их чистоте и благородстве. Он видит растущий в народе протест, и это побуждает его воскликнуть: «Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение».

Его негатив и отрицание дворянского сословия читатель может заметить в следующей фразе: «О! если бы рабы, тяжкими узами отягченные, яряся в отчаянии своем, разбили железом, вольности их препятствующим, главы наши, главы бесчеловечных своих господ, и кровию нашею обагрили нивы свои! Что бы тем потеряло государство? Скоро бы из среды их исторгнулися великие мужи для заступления избитого племени; но были бы они других о себе мыслей и права угнетения лишены. Не мечта сие, но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую…».

Писатель видит грядущую революцию и вид ее страшен: «Колокол ударяет, опасность уже вращается над главами нашими. Уже время, вознесши косу, ждет часа удобности…».

Жанр, выбранный автором для создания этого произведения, не случаен. Как не случайно также следование глав да и сам маршрут, по которому путешественник движется. Композиция произведения продумана с особой тщательностью. Главы связывает не только внешний, поверхностный мотив путешествия, но и особая внутренняя логика. Каждая глава — новая ступень в развитии основной авторской идеи.

При этом ее раскрытие идет от частного к общему — от конкретных, ярких и запоминающихся примеров к глобальному обобщению. Читатель постепенно, вслед за автором, переосмысливает каждый из фактов, узнающихся по ходу движения из одной станции в другую, а окончательные выводы рождаются в финале как бы одновременно: автор подводит читателя к тем мыслям, которые постепенно оформляет в течение всего произведения и окончательно озвучивает их только в конце. Каждая глава книги, в связи с такой композицией, должна рассматриваться только совместно с остальными, а не изолировано.

Главные герои произведения равноправны. Это сам путешественник, ведущий свои записи и высказывающий свои соображения в ходе путешествия, и великий русский народ. Образ путешественника, передового дворянина того времени, очень важен для понимания основного смысла самого произведения, так как в нем сосредоточился авторский идеал человека, способного вид страданиями народа.

Он открыто и для своего времени слишком смело становится на защиту крестьянства и так же смело выступает против самодержавия, которое для него «чудище обло, огромно, стозевно и лаяй».

Центральные события в книге — встречи путешественника с народом. Каждая встреча, вернее, само воспоминание о встрече, открывает новые стороны в русском характере, в результате чего постепенно вырисовывается обобщенный образ народной России. Одновременно растет и ширится круг народных врагов и притеснителей.

В ходе путешествия всплывает наружу весь ужас жизни простого крестьянина, его беспомощность и полное социальное бесправие, беззащитность перед сильными мира сего. Становится виден и непосильный крестьянский труд на полях, и безрадостность и нищета быта крестьян, и издевательства со стороны помещика и барина. «Звери алчные, пиявцы ненасытные, крепостники оставляют крестьянину лишь то, чего отнять не могут — один воздух». Автор видит связь крепостного права и помещичьих привилегий, поблажек.

Он осуждает бесчеловечность подобного строя в смелой и грубой для своей эпохи форме. Данное произведение на десятилетия вперед стало маяком для русского освободительного движения. Радищев — первый в отечественной истории писатель-революционер, действительно много сделавший для своего народа.

Недаром после Октябрьской социалистической революции в Петрограде под обломками ограды Зимнего дворца рабоче-крестьянская власть установила свой первый памятник: высеченное из грубого камня, обращенное к Неве лицо революционного пророка, писателя А. Н. Радищева.




Композиция «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева