Красота горной природы, поэзия гуцульской души
Гуцулы считали, что после смерти одинокая душа всегда находит упокоение. Главный герой повести верит в Аридника, Чугайстра, он хочет задобрить и нечистую силу, договориться с ней. Поэтому и звал всех духов на тайный ужин. Существовало поверие, что смерть — это не конец существования человека.
Тело умирает, но остается дух. Именно дух Марички приходил к Ивану. Он ощущал, когда она являлась, что стоит за ним и плачет.
Когда этот дух исчез, Иван не выдержал этого и пропал. «Бедная душа Ивана имела уже много грусти».
Внутреннее состояние
Коварные болезни, которые издавна подтачивали организм, все больше давали о себе знать.
Возможно,
Причины душевного упадка М. Коцюбинского. Писатель рассматривает свое состояние, опираясь на существование трех причин, которые делали его жизнь невыносимой. Это «я» — самое темное, так как оно отображало состояние души писателя к поездке в Кононивку; «я» — светлее, символизирует душу художника в первые дни отдыха; «я» — чистое, светлое, способное снова идти к людям, поскольку «струны натянуты», это то расположение духа, с которым Коцюбинский побросал удивительный уголок, возвращая в жестокую реальность. Из письма М. Коцюбинского узнаем, что
«С тех пор, как я очутился в полном уединении — чувствую, как я страшно устал душою… Не хочется видеть людей, вести разговоры, хочется сбросить с себя всю волну людской грязи, которая незаметно заливала твое сердце, хочется очистится и отдохнуть».
Все это истощило писателя, который радушно откликается на предложение относительно отдыха на лоне природы, следствием которого и стало написание произведения.
Образы-символы новеллы. «Железная рука города» — это железные конструкции, которые являются основой каждого города. Вместо земли — холодные каменья, которые ассоциируются с замкнутостью в сердцах его жителей, цивилизация обречена на гибель, экологическая катастрофа неминуемая. Герой произведения завидует планетам, так как в городе властвует закон, суть которого заключается в одном слове — «надо».
Овчарки были на припоне. Героя так же держала, будто цепью, железная рука города, делая его злым, разнервничавшимся, утомленным. Металлическая цепь делала то самое с овчарками.
Поля показаны именно в июне, когда поют жаворонки, которые ассоциируются у героя с арфой. Арфа в греческой мифологии была любимым язычным инструментом Аполлона — покровителя искусства.
Красота горной природы, поэзия гуцульской души