Краткое содержание — Пастух и пастушка — Астафьев

В. Астафьев — повесть «Пастух и пастушка». Основной мотив повести — противостояние созидательной силы любви и разрушительной мощи войны. Эта антитетичность пове­ствования подчеркивается уже содержанием глав. Условно их можно разделить на военные и мирные.

В центре повествования — образ молодого лейтенанта Бориса Костяева. Он изображен автором в бою, на отдыхе, в госпитале. Это чистый, интеллигентный мальчик, добрый, начитанный, романтичный, пытающийся строить жизнь в со­ответствии со своими идеалами. Судьба сводит его с молодой

девушкой Люсей, и эта встреча, то недолгое время, которое они провели вместе, воспринимается им как настоящее счастье. Любовь поселяется в душе героя, безраздельно завладевая им.

Воспитанный в семье учителей, Борис проникнут романтическим мироощущением, он пред­ставляет любовь как духовное единство с близким человеком. Он способен мечтать, носить свою любимую на руках, открыть ей свою душу. Но кругом — война, разруха, грубый солдатский быт. Астафьев следует традиции Л. Н.

Толстого в изобра­жении войны. Война изображается писателем как ад, нечто противное человеческому разуму. «В оврагах, жерласто откры­тых,

сверху похожих на сваленные ветвистые ели, в подмоинах ручья все изрыто, искромсано бомбами и снарядами. В перемешанной глине и в снегу валялись убитые кони, люди, оружие, колеса, банки, кружки, фотокарточки, книжки, об­рывки газет, листовок, противогазы, очки, шлемы, каски, тряпки, одеяла, котлы и котелки, даже пузатый тульский са­мовар лежал на боку, иконы с русскими угодниками, по­душки в деревенских латаных наволочках — все разорва­но, раздавлено, побито все, ровно бы как после светопрестав­ления, — дно оврагов походило насвежую лесосеку, где лес по­рублен, увезен, остались лишь ломь, пенья, обрубки.

Трупы, трупы, забросанные комьями земли, ворохами сена. Многие трупы уже выкорчеваны из сугробов, разуты, раздеты».

Всему этому в повести противостоят сны героя, его мечты, мотив пастуха и пастушки, все громче звучащий в произве­дении. Тема эта появляется уже в первой главе повести, она развивается в образе убитой супружеской пары — старика и старушки, не успевших укрыться от взрыва снаряда. Пере­бравшись в эти места из Поволжья, они пасли скот, были пастухом и пастушкой. Затем мотив этот возникает в воспо­минаниях Бориса о балете, об этом он говорит с Люсей: «Му­зыка была сиренезая, и танцевали двое — он и она, пастух и пастушка.

Лужайка зеленая. Овечки белые. Пастух и пас­тушка… любили друг друга, не стыдились любви и не боялись за нее. В доверчивости они были беззащитны.

Беззащитные недоступны злу..» Такой же беззащитной перед лицом войны оказывается и любовь Люси и Бориса. Кругом льется кровь, пришло время неслыханной жестокости, насилия, борьбы Жизни и Смерти. Окружающие героя люди тоже далеко не идеальны. Старшина Мохнаков занимается мародерством, не жалеет ни себя, ни окружающих. Солдат Пафнутьев написал донос на лейтенанта и старшину.

В финале многие погибают: убивают мальчишку Шкалика, старшина Мохнаков погиба­ет, взрывая вражеский танк, Пафнутьев получает тяжелые увечья, подорвавшись на мине. И все острее звучит в повести мотив противостояния внутреннего мира героя и жестокой реальности. И этим повесть В. Астафьева напоминает нам роман Л. Н. Толстого «Война и мир».

Та же устремленность к «небесному идеалу» присутствовала у Толстого в душе князя Андрея, который, по замечанию критиков, был «слишком хо­рош для реальной, земной жизни». И герой Толстого получает смертельное ранение в Бородинской битве. Подобный финал мы видим и в повести Астафьева. Борис Костяев умирает, имея легкое, неопасное ранение. Однако душу, по замечанию док­тора, исцелить невозможно.

Почему же любовь не спасла Бо­риса? Он не проявляет воли к жизни и умирает. Война опусто­шила его, сломала. «Жажда жизни рождает неслыханную стой­кость — человек может перебороть неволю, голод, увечье, смерть, поднять тяжесть выше сил своих. Но если ее нет, тогда все — остался от человека мешок с костями».

И Борис чув­ствует, как иссякает в нем эта жажда жизни. Его душа и тело устали от привычки «постоянно убивать» и от готовности по­стоянно «быть убитым». Он теряет боевых товарищей, так и не найдя ответа на вопрос: «Зачем? Для чего это происходит?» Смерть героя была подготовлена духовными, нравственными причинами, а не его ранением.

Любовь — это символ жизни. Война же ежечасно и ежеминутно убивает эту жизнь, «истон­чает человека», забирая его жизнестойкость, энергию, силы, мечты. Герой Астафьева невыносимо устал от войны. «Нести свою душу Борису сделалось еще тяжелее». Разлука с Люсей, тоска по ней делают его отрешенным, разъединяют его с ми­ром, людьми, со всей Вселенной. В душе его рождается тихая покорность судьбе.

Поэтому он уходит в небытие.

Повесть Астафьева имеет кольцевую композицию — на­чинается и заканчивается она нашей современностью. Люся находит могилу своего любимого и припадает к ней, замечая о скорой встрече с ним. Так в произведении проявляется автор­ская позиция.

Любовь у Астафьева побеждает смерть, время, жестокость.

Подзаголовок повести — «Современная пастораль». Это жанр античной поэзии, рисующий мирную деревенскую жизнь, безмятежную пастушескую идиллию. У Астафьева же мы видим нечто совершенно противоположное: изображение кровавых фронтовых будней. Однако и название повести, и подзаголовок во многом проясняют читателю авторскую по­зицию.

Центральными темами произведения являются темы мира, любви, старости и вечности. Война же несовместима с этими понятиями, способна уничтожить все самое лучшее, что есть в мире.




Краткое содержание — Пастух и пастушка — Астафьев