Краткое содержание: СОЧИНЕНИЯ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА, Белинский
СОЧИНЕНИЯ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА
«Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину».
Так сложилось в русском обществе, что русская девушка в полном смысле этого слова не что иное, как невеста. С самого детства в ней воспитывается идея того, что ее предназначение — удачно выйти замуж. Эта
Натуры гениальные, но не подозревающие о своей гениальности, они безжалостно убиваются обществом только потому, что не такие, как все. Такова Татьяна.
Она росла в кругу людей, которые не в состоянии были понять ее натуры. Родители были совершенно типичными обывателями,
Гости, наезжавшие к Лариным в дом, не многим отличались от них. Как-то выделялись сестра Татьяны Ольга и Ленский. Но и они душевно были более мелкими людьми, а оттого понять Татьяны не могли.
Татьяна любила их за то, что они пока еще не были пошлы, но души своей им не открывала. «… Какое-то темное, инстинктивное чувство говорило ей, что они — люди другого мира, что они не поймут ее».
«Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна». Она не мучися теми внутренними противоречиями, которыми полны сложные натуры. Она создана словно из одного монолитного куска.
И Татьяна до замужества, и Татьяна после замужества суть один и тот же человек, только развившийся, но не изменившийся.
Поэтому портрет Татьяны в детстве, мастерски описанный поэтом, определяет ее характер. «Татьяна — это редкий, прекрасный цветок, случайно выросший в расселине дикой скалы».
Жребий Татьяны — внутреннее одиночество. Такая женщина, как она, может пленять только людей, стоящих на крайних ступенях нравственного мира, или тех, которые равны ей духовно и которых так мало на свете. Первые не поняли бы Татьяны, а последние не встретились ей на жизненном пути.
«Татьяна — существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла бы быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины». Весь внутренний мир Татьяны жил ожиданием страстной любви, жаждал самопожертвования ради любви.
Это стремление было настолько сильно, что заслоняло собой все остальное. Ум ее спал, и только глубокое разочарование смогло разбудить его, главным образом для того, чтобы сдержать страсть и подчинить себя благоразумной морали.
Татьяна не могла полюбить Ленского и еще меньше могла полюбить кого-либо из тех мужчин, которые приезжали к Лариным в дом. Они не могли дать пищи ее экзальтированному воображению.
Но Онегин совсем другое дело. Он весь окружен тайной. Его светскость, образованность, аристократизм, превосходство над обывательским миром, равнодушие и странность не могли не породить таинственные слухи, которые упали благодатным зерном на почву томящегося воображения. «И она увидела его, и он предстал перед ней молодой, красивый, ловкий, блестящий, равнодушный, скучающий, загадочный, непостижимый, весь неразрешимая тайна для ее неразвитого ума, весь обольщение для ее дикой фантазии».
«Разговор Татьяны с нянею — чудо художественного совершенства!» Здесь очень точно изображена русская барышня в разгар томящей ее страсти.
Огромное чувство, захлестнувшее Татьяну, не могло долго удерживаться в тесных рамках души. Его нужно было кому-то поведать. Но кому, если ее здесь никто не понимает? Сестра поймет, но не так, по-своему.
Няня тем более не поймет. Татьяна открывается няне именно потому, что ей не дано понять пламенное чувство. На вопрос о любви няня отвечает просто и народно, раскрывая яркую картину внутренней домашней жизни простого народа, его взгляд на отношение полов, на любовь, на брак.
В этих нескольких строчках, написанных как бы вскользь, — истинная народность поэта.
Бедная девушка, не зная, что ей делать, решает писать Онегину. «Письмо Татьяны свело с ума всех русских читателей…», в нем видели «высочайший образец откровения сердца». Прелесть этого письма — в сочетании простоты с истиной».
После неудачного признания в любви, после отъезда Онегина из деревни Татьяна приходит в его имение и предается воспоминаниям.
Здесь она обращает внимание на необычную для нее подборку литературы в домашней библиотеке. Татьяна углубляется в чтение. И вот тут спящий доселе ум просыпается.
Татьяна начинает понимать, что у человека есть интересы, страдания и скорби, отличные от страданий и скорби любви.
Посещение дома Онегина и чтение книг подготовило почву для перерождения Татьяны из деревенской девочки в светскую даму, которое так поразило впоследствии Онегина.
В объяснении Татьяны с Онегиным существо Татьяны выразилось в полной мере.
«В этом объяснении высказалось все, что составляет сущность русской женщины с глубокой натурою, развитою обществом, — все: и пламенная страсть, и задушевность простого, искреннего чувства, и чистота и святость наивных движений благородной натуры, и резонерство, и оскорбленное самолюбие, и тщеславие добродетелью, под которою замаскирована рабская боязнь общественного мнения, и хитрые силлогизмы ума, светскою моралью парализовавшего великодушные движения сердца».
Подводя итог, можно сказать, что в Онегине, Ленском и Татьяне Пушкин изобразил «русское общество в одном из фазисов его образования».
Краткое содержание: СОЧИНЕНИЯ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА, Белинский