«Крик боли и тоски по родной Украине» в поэзии Павла Грабовского

Сущность лирики талантливого украинского поэта Павла Грабовского, именем которого гордится наша отечественная литература, Иван Франко метко передал словами: «Крик боли и тоски по родной Украине». И, действительно, когда читаешь искренние строки, полные душевного запала, соединенного с невыразимой печалью, зримо ощущаешь муки поэта-патриота, оторванного на долгие десятилетия от родной земли, ее культуры, лишенного возможности работать на национальной ниве.

… В последнее время в современном настоящем мы часто применяем это гордое

слово «патриот», используя его в речах и лозунгах. Но понимаем ли мы его так же глубоко, откровенно, с обостренным чувством ответственности, как понимал истинный патриотизм Павел Арсеньевич? Каждый ли из современных «патриотов» может сердечно заявить, что служение делу родного народа является его установочным жизненным кредо?

К сожалению, видимо, далеко не каждый.

Вот почему Павел Грабовский, который из тридцати восьми лет жизни двадцать провел в ссылках за свои патриотические убеждения, раскрывает современным украинским непостижимые для многих вещи: если у человека есть родина, родная земля, —

это уже большое счастье! Потеря ее — большое горе, равная смерти.

Патриотические убеждения Павла Грабовского определили и пафос его творчества. В страстном призыве «Вперед за край родной и свободу», которым начинается стихотворение «Вперед» выражено заветное желание поэта. Здесь органично сочетаются его любовь к Украине со стремлением увидеть ее народ освобожденным от тяжелого ига:

Чтобы Русь разрозненная встала

Из-под векового ига

И цветом полным расцветала

В согласии с ближними всеми!

В стихах сборника «Пролисок» вылилась тоска по родному краю, за близкими людьми, по той общественной работе, которой поэт отдал весь свой юношеский пыл. Собственно с этого сборника патриотическая тема стала ведущей в творчестве Грабовского и реализовалась во многих произведениях, источниками которых были упоминания о родине, беседы с заключенными украинцами, книги об Украине, о ее истории.

Поэт подает символический образ родной Украине, называя ее «сердце-нене» , призывает всех собраться «вместе» под единым лозунгом: «Путь любви и образования нас навеки сочетает!» .

Все, что касалось Украины, беспокоило сердце художника. Большое внимание он уделял единению и самобытности украинской нации. Чтобы сохранить себя как народ, отмечал Грабовский, украинцы должны «дорасти до обще образовательного уровня» , а это возможно только при сохранении и развитии удельных национальных традиций.

Поэтический образ Украины появляется из строк произведений с ностальгическим мотивом. Картины волшебной Украинской природы, быта противопоставлены суровой сибирской реальности, подчеркивают тоску поэта-патриота по родной земле.

Я считаю, что в наше время кроме патриотических лозунгов уместно чаще обращаться к поэзии Грабовского, которому есть что сказать нам.

Представители «искусства для искусства» воспевали природу без связи с жизнью человека-труженика. Такое воспевание природы с «холодным равнодушием ее» Грабовский решительно осудил всем своим творчеством, в частности стихотворением «Я не певец чудесной природы».

Вопрос о назначении поэта, о его роли в общественно-политической жизни всегда глубоко волновал писателя. Поэтому неудивительно, что он часто обращается к теме, показывает, кому художник должен отдать весь свой поэтический талант:

С ума не идут обездоленные народы, —

Им я отдал все чувства мои.

Поэт-революционер на первое место ставит изображение жизни и борьбы трудящихся. Он видит «среди мясных золоченых пространств» страдания людей, бедность, голод, «стон мужика» и делает вывод:

Где плачут, там нет уже красоты!

Этим Грабовский осуждает буржуазных поэтов. Еще Шевченко в поэзии «Если бы вы знали, господа» ругает создателей сентиментально-подслащенных элегий. Грабовский на новом этапе гневно обличал тех поэтов, которые отвлекали внимание трудящихся от злободневных вопросов жизни, от классовой борьбы, — пели «на всякие голоса о райских снах и уголках благодати…».

Разоблачая представителей «чистого искусства», революционный поэт показывает антинародный характер их творчества.

Отмечая, что «искусства для искусства» не было, нет и быть не может Грабовский «призвал поэта быть» предводителем общественным «оповещателем высоких идеалов, верным слугой народа».

Образцом такого служения народу он считал творчество Чернышевского, Шевченко и Некрасова.

Писатель отмечал, что только «жизнь одна дает реальное содержание и искренне современные мотивы произведения».

Художник требовал от поэзии, чтобы она как общественная сила способствовала развитию жизни, защищала интересы трудящихся, была средством «борьбы с мировой неправдой, смелым голосом за всех угнетенных и обиженных».

Искусство, подчеркивал Грабовский, должно укреплять в сердцах трудящихся веру в свои силы, в победу над врагами, в торжество правды и светлое будущее. «Зови к жизни, буди дремучие силы», — обращался он к поэту.

Грабовский последовательно придерживаться программы поэта-гражданина, бойца, революционера-демократа. Он призвал стремительно идти вперед «за край родной и волю, за окованный, угнетенный народ», звал народ к вооруженному восстанию.

В своей поэзии Грабовский правдиво раскрывает хищническую суть капиталистической эксплуатации и прославляет тружеников.

Безыдейносте, лозунговому «искусству для искусства» Грабовский противопоставил высокоидейную, прочно связанную с народом поэзию борьбы за счастье трудящихся.

В стихотворении «Певец» он писал:

Не прибавляй обессиленным печали…

А разбуди на дело борьбы,

Поэзия Грабовского насыщена высокой идейностью, проникнута боевыми революционно-демократическими идеалами, верой в силы народа, в торжество правды:

Крепкая вера двинет скалы…

Тем гибели нет,

Кому светят идеалы.

Он выступает за высокоидейное, боевое искусство, призванное служить народу в борьбе за освобождение от оков капиталистического рабства.




«Крик боли и тоски по родной Украине» в поэзии Павла Грабовского