Криста Вольф
Концепцию художественной прозы, которая в значительной мере отходит от непосредственного описания событий, разрабатывает в своем творчестве Криста Вольф.
В «Московской новелле» Криста Вольф, рассказывая драматическую историю любви, обратилась к одной из своих главных тем — теме моральной вины молодого военного поколения и возможности ее искупления. Однако позднее сама писательница резко раскритиковала свою первую работу — и повествовательную манеру, и способ решения конфликта.
Тяготеющая скорее к роману повесть «Расколотое
Речь идет о мыслях и чувствах главной героини Риты Зайдель, которая после несчастного случая, почти самоубийства, пытается осмыслить прошлое и таким образом выйти из душевного кризиса. Исследование
Криста Вольф рассказывает законченную, новеллистически заостренную историю, не лишенную трагизма, в которой возникает поэтическая атмосфера современности, напоминающая о повествовательной манере Анны Зегерс.
В последующие годы творческая концепция Кристы Вольф определилась еще более явственно. Проза, по ее словам, служит опосредованием связи между «объективной реальностью и субъектом-автором», который описывает «мир», «реальность» не как естествоиспытатель, но фиксирует свои собственные впечатления, размышляя о них 102, именно поэтому художественное произведение способно «расширить границы нашего знания о самих себе» 103. Критерием художественности должна служить не внешняя достоверность, а «субъективная аутентичность», и не традиционная фабула должна определять строй художественного произведения, а углубленная мысль.
104 Художественная проза «должна стремиться к тому, чтобы не поддаваться киноэкранизации» 105. Этими высказываниями Криста Вольф не только подчеркивает роль автора, но и настаивает на том, что именно «субъективная аутентичность» должна определять форму и содержание его произведений, его художественное видение.
Эти взгляды Кристы Вольф нашли свое выражение в рассказах «Июньский день» , «Опыт на себе» и «Унтер-ден-Линден» , а также в романах «Размышления о Кристе Т.» и «Пример одного детства». В этих произведениях субъективность повествования — как правило, оно ведется от первого лица, хотя рассказчик не вполне совпадает с автором, — сочетается с «исследованием роли индивидуума» и субъективных факторов внутри «социальных причинно-следственных связей».
Роман «Размышления о Кристе Т.» сосредоточивается на кризисных моментах в жизни главной героини, в жизни, до смысла которой и пытается доискаться персонаж, от лица которого ведется повествование: «В потоке моих воспоминаний плавают, подобно островкам, конкретные эпизоды — такова структура повести».
Конфликт между утверждением безоговорочного права на самобытное развитие личности, почти субъективистским стремлением Кристы Т. к тому, чтобы быть «только самой собой», и преувеличенным страхом перед нивелирующей приспособляемостью к обществу красной нитью проходит через всю историю этой жизни. Когда же Криста Т. наконец находит возможности для своего самораскрытия — «они имеют не столько действенную, сколько посредническую природу», — она умирает. Ее «глубинная гармония с этим временем» охватывает и ее самое в качестве диалектического дополнения к ее созерцательности, одиночеству.
Изображение этого противоречия, а также глубокий показ внутреннего мира человека обогатили литературу Германии и новыми выразительными средствами, и новым содержанием.
«Пример одного детства» , самый объемистый роман Кристы Вольф, исследует «структуру отношения моего поколения к прошлому… в настоящем» 107, причем не с точки зрения общего хода истории или политических перемен, а так, как это отношение выражается в мыслях и чувствах ее поколения. Действие романа происходит в трех временных планах: детство и юность, поездка в польский город, где прошли годы детства, и время написания романа.
Роман выявляет те «психические механизмы», которые формировали личность девочки Нелли Йордан во времена фашизма, в результате чего и сложился определенный «тип» 108.
Хотя главная цель центрального персонажа, от лица которого ведется повествование, состоит в том, чтобы проследить во время поездки и написания романа, как преодолевался тот «тип поведения», который сложился в детские годы Нелли Йордан, именно детство и юность показаны здесь непосредственно в социальном аспекте со всей определенностью мелкобуржуазного уклада, зато современность предстает лишь в виде рефлексий. Их предметом является сама писательская работа, самоосвобождение от прошлого и обретение суверенных личностных позиций в настоящем, что происходит лишь за счет чисто интеллектуальных усилий. Несмотря на проблематичность такого подхода и неправомерность распространения описанного «типа поведения» на все поколение в целом, и эта книга Кристы Вольф наряду с некоторым тяготением к абстрактно-гуманистическим ценностям дает разработку ряда проблем, не затрагивавшихся прежде современной литературой.
В 1979 году Криста Вольф опубликовала эссе о Каролине Гюндероде, чьи произведения Криста Вольф отобрала для переиздания, а также повесть «Нет места. Нигде».
В повести рассказывается о вымышленной встрече между Каролиной Гюндероде и Генрихом Клейстом. Оба они в отличие от других людей своего окружения не желают приспосабливаться к нивелированному обществу своего времени и потому не видят в нем места для свободной, творческой жизни. Тема «предшественников» современности вновь ставит в центр внимания проблему эмансипации личности, показывает длительный процесс осуществления в обществе гуманистических идеалов; в то же время постановка этих проблем дана в историческом плане.
В 1983 году вышла в свет повесть Кристы Вольф «Кассандра», где судьба дочери троянского царя рассказана как притча, посредством которой миф включается в историческую реальность, что позволяет писательнице обратиться к ключевым проблемам жизни современного человека, особенно современной женщины.
Криста Вольф