Кристиан Гейслер — Гюнтер Вальраф
К писателям, членам «Группы 61», которые сами не являются выходцами из рабочей среды, относятся Г. Вальраф, К. Гейслер, Э. Рунге, А. Мехтель, Э. Шефер. К социальным проблемам их привела политическая ангажированность.
Кристиан Гейслер в 1965 году отдал на обсуждение членам «Группы 61» свою повесть «Холодные времена» . Автор, участник «кампании по разоружению и демократии», уже выступал с прозаическими произведениями: «Запрос» , «Конец запроса» .
В повести «Холодные времена» — материал этой книги Гейслер использовал
Автор раскрывает экономические, социальные и моральные условия, которые удерживают рабочего в системе, воспринимаемой им как бесчеловечная. Главные герои не знают, «кто держит их за глотку». Благодаря вставным документальным материалам, раскрывающим социальную зависимость, перед читателем возникает картина реального мира, позволяющая понять, кто стоит наверху, а кто внизу, кто командует, а кто подчиняется.
В пьесе «Ровесники» Гейслер показал образ рабочего
Формирование его классового сознания, которое Гейслер показывает в широком контексте общественного опыта, пока еще не приводит этого рабочего к организованному рабочему движению, а побуждает его к стихийным действиям в одиночку, на пределе легальности. Гейслер включает Алерса в начатые интеллектуалами споры о правильной политической стратегии. В конце романа он, однако, в растерянности: Алерс не обнаруживает к началу 70-х годов никакой организованной политической силы, которая могла бы осуществить революционные преобразования.
К наиболее действенным свидетельствам о жизни рабочих в Германии принадлежат индустриальные репортажи Гюн-тера Вальрафа «Ты нам нужен» . Эти репортажи, их реализм и правдивость, наделали много шума, как едва ли какая-нибудь другая книга. Предприниматели подвергали автора оскорблениям, возбуждали против него судебные процессы. Подобная озлобленность имела свои причины:
Строгая документальность и достоверность сообщений усиливали действенность репортажей Вальрафа.
Затем Вальраф распространил свои изыскания и на другие области, расширил методы собирания материала и его подачи. Так, он поведал о бундесвере, о создании собственных военных формирований концернами, о слежке за демократическими силами. Повсюду Вальраф высвечивал факты, свидетельствовавшие о наличии антидемократических тенденций, которые тщательно скрывались от общественности официальными властями.
В отличие от индустриальных репортажей в этих очерках, собранных в книгах: «13 нежелательных репортажей» , «Об одном человеке, который уехал и научился бояться» , «Новые репортажи» , более отчетливо проступает организующее начало.
Маскарад, к которому вынужден прибегать Вальраф, чтобы добывать необходимую информацию, стал еще более конспиративным, что само по себе уже является доказательством того, что речь шла о нежелательных сообщениях. Вальраф стремится к непосредственному воздействию своих репортажей, превращению регистрации фактов в преобразующие действия.
Произведения Вальрафа соединяют в себе непосредственность изображения, которое читатель видит глазами автора репортажей, с деловой объективностью. Личное участие в описываемых событиях и непреклонное стремление автора изменить существующие условия придают его репортажам исключительное своеобразие и особую выразительность.
Кристиан Гейслер — Гюнтер Вальраф