Критика о романе «Ромола» Джорджа Элиота

Основной недостаток «Ромолы» как исторического романа — то, что вместо вопросов, которые диктуются самой исторической обстановкой, Элиот переносит в прошлое нравственную проблему, которая занимает ее в условиях современности. То же противоречие между личным счастьем и долгом, которое мучит Мэгги Телливер, мучит и Ромолу, а затем и героиню драмы «Испанская цыганка», и героев поэм Элиот, где в различных исторических или библейских костюмах ставится все та же проблема нравственного самоотречения. Поэтому действующие лица не обладают

характерами, свойственными людям данной эпохи, а несут на себе отпечаток чисто английской пуританской морали. Как и большинству авторов исторических романов второй половины XIX века, Джордж Элиот свойственно стремление возместить правду характеров научной точностью в описании быта и обстановки. «Я предприняла невыразимый труд, приготовляясь писать «Ромолу», — говорит она.

И в самом деле, стараясь овладеть тем, что можно, по ее выражению, назвать в широком смысле «идиомами» Флоренции, Элиот изучала множество солидных работ — «Историю Флоренции» Нарди, «Историю монастыря Сан Марко»

Марчезе, «Историю итальянских республик» Сисмонди, «Жизнь Савонаролы» Вилла-ри и одноименную работу Бурламакки. Произведения самого Савонаролы, а также Макиавелли, Полициано, Сак-кетти, Боккаччо. Но историко-бытовая описательность вытесняет в романе тот интерес к могучим и решающим течениям народной жизни, которым отличаются исторические романы Вальтера Скотта.

Чтобы создать флорентийский колорит, Элиот вводит различные, не связанные с действием бытовые сценки, в частности, шутку с переодетой обезьяной, которую подсовывают доктору в качестве пациента. При этом Элиот думает, будто следует традиции Скотта, и ссылается на дикую забаву — травлю герольда собаками в «Квентине Дорварде», которую Скотт ввел якобы для характеристики нравов эпохи. Но у Скотта эта сцена теснейшим образом связана с идеей и сюжетом романа, она знаменует временный союз Людовика XI с его главным соперником за счет одного из мелких вассалов, а у Элиот, забава с обезьяной введена как чисто декоративная деталь. Вальтер Скотт был одним из самых любимых писателей Элиот, она говорила: «Я чувствую личное огорчение, сердечную рану, когда слышу пренебрежительные слова о Вальтере Скотте», — и, однако ей явно не очень понятны художественные принципы, которые лежат в основе исторического романа Скотта. Критики, писавшие об Элиот, довольно единодушно признают «Ромолу» одним из слабейших ее произведений.

Но труд, потраченный на этот роман, все же не пропал даром. Элиот научилась овладевать новым, не связанным с личными воспоминаниями материалом, расширился круг ее идей и интересов, ее привлекли проблемы политической истории, и все это отразилось в ее последующем творчестве.

Элиот говорила, что начала «Ромолу» еще молодой женщиной, а закончила пожилой. Этот жизненный перелом связан и с ее творческой эволюцией. Книги Элиот, написанные после «Ромолы», во многих отношениях отличаются от ее первых романов.




Критика о романе «Ромола» Джорджа Элиота