Критика, утопия, разочарование
Со второй половины послевоенного десятилетия на общественной арене появилось новое, сознающее свой социальный долг поколение писателей. Для него война и фашизм все больше становились лишь исходным пунктом
Для художественного отображения настоящего. Ответственность писателя, связь литературы с политикой были для них важными вопросами, однако и враждебность к идеологии давала о себе знать.
Для П. Целана, И. Бахман, П. Рюмкорфа, Г. Б. Фукса, К. Меккеля, Г. М. Энценсбергера, Г. Грасса и других с самого начала общество, а не, скажем, природа,
Решительным обличением фашистского прошлого проникнуто творчество Пауля Целана.
Целан родился в бывшей Буковине и, как только началась война, был интернирован в немецкий трудовой лагерь. Его семья была уничтожена в концлагере. После войны поэт долгое время жил в Париже, работал учителем, занимался переводами.
В 1970 году он кончил жизнь
Целан получил известность прежде всего своим стихотворением «Фуга смерти» из сборника «Песок из урн» — глубоко впечатляющее поэтическое изображение преследования и уничтожения евреев фашистами:
Черное млеко рассветной зари пьем мы ночью
Пьем тебя днем смерть маэстро немецкий
Пьем тебя утром и вечером пьем
Смерть маэстро немецкий глаза голубые
Пуля его попадает без промаха в вас
В доме золото кос Маргарита твоих человек поселился
Свору спускает на нас одаряет могилой небесной
С гадюками ладит и грезит о смерти маэстро немецкий
Золото кос Маргарита
Пепел волос Суламифь
Та же тема, но уже как мотив памяти о смерти, воспоминания о прошлом ради настоящего звучит в книгах Целана «Забвение и память» , «От порога к порогу» .
Уже в «Фуге смерти» у Целана проявляется своеобразное, далеко идущее в своей автономности мотивирование и видение мира, что делает его стихи труднодоступными, а в таких сборниках, как «Решетка языка» , «Роза никому» , «Смена дыхания» , «Нити солнца» , «Неизбежность света» , оно становится еще более обособленным. При получении премии имени Георга Бюхнера Целан так определил свою поэтическую позицию: он исходит из диалогиче ской сути стиха, но не может преодолеть бессилие языка, которое обусловлено бессилием бытия.
Ингеборг Бахман, урожденная австриячка, поначалу нашла своего читателя в Германии. Главная ее тема звучит уже в названии стихотворного сборника «Отсроченное время» . Но и в сборнике «Призыв к Большой Медведице» речь идет прежде всего о времени, о настоящем и недавнем прошлом, которое осталось непреодоленным. Угрожающие приметы современности, сознание того, что живешь между войнами, заставляют ее воспринимать время только как «отсроченное»:
Наступят дни пожесточе.
До времени отсроченное время
Заалело на горизонте.
В многочисленных вариациях эта тема появляется вновь — в стихах, радиопьесах и прозе. Это выражается и в утверждении бренности всех связей, в поисках иных форм человеческого бытия, в предотъездном настроении, в котором постоянно находятся ее герои. Они провозглашают другой жизненный принцип, отличный от существующего, жаждут преобразований, перемен; Ингеборг Бахман изображает все это как утопию.
В 1952-1956 годах Вернер Ригель и Петер Рюмкорф издавали в Гамбурге литературный журнал «Цвишен ден кри-ген» . В нем они
Пропагандировали свою художественную концепцию, «финизм», в котором
Нашли отражение глубокие впечатления о войне, сознание несостоявшегося обновления, ощущение своей «запятнанности». Разочарование и безнадежность пронизывают их первый совместный поэтический сборник «Пламенные стихи» . В вышедших затем книгах Рюмкорфа «Земное удовольствие в, «Фокусы» доминирует вызывающе пессимистический, полный скепсиса тон.
Критика, утопия, разочарование