Критика, утопия, разочарование

Со второй половины послевоенного десятилетия на общественной арене появилось новое, сознающее свой социальный долг поколение писателей. Для него война и фашизм все больше становились лишь исходным пунктом

Для художественного отображения настоящего. Ответственность писателя, связь литературы с политикой были для них важными вопросами, однако и враждебность к идеологии давала о себе знать.

Для П. Целана, И. Бахман, П. Рюмкорфа, Г. Б. Фукса, К. Меккеля, Г. М. Энценсбергера, Г. Грасса и других с самого начала общество, а не, скажем, природа,

было исходным пунктом эстетической концепции. Художественное творчество они связывали с нравственными требованиями и сторонились эстетизма. Критически изображая действительность, охотно прибегая к сатире и иронии, они опирались на утопические представления об обществе.

Решительным обличением фашистского прошлого проникнуто творчество Пауля Целана.

Целан родился в бывшей Буковине и, как только началась война, был интернирован в немецкий трудовой лагерь. Его семья была уничтожена в концлагере. После войны поэт долгое время жил в Париже, работал учителем, занимался переводами.

В 1970 году он кончил жизнь

самоубийством.

Целан получил известность прежде всего своим стихотворением «Фуга смерти» из сборника «Песок из урн» — глубоко впечатляющее поэтическое изображение преследования и уничтожения евреев фашистами:

Черное млеко рассветной зари пьем мы ночью

Пьем тебя днем смерть маэстро немецкий

Пьем тебя утром и вечером пьем

Смерть маэстро немецкий глаза голубые

Пуля его попадает без промаха в вас

В доме золото кос Маргарита твоих человек поселился

Свору спускает на нас одаряет могилой небесной

С гадюками ладит и грезит о смерти маэстро немецкий

Золото кос Маргарита

Пепел волос Суламифь

Та же тема, но уже как мотив памяти о смерти, воспоминания о прошлом ради настоящего звучит в книгах Целана «Забвение и память» , «От порога к порогу» .

Уже в «Фуге смерти» у Целана проявляется своеобразное, далеко идущее в своей автономности мотивирование и видение мира, что делает его стихи труднодоступными, а в таких сборниках, как «Решетка языка» , «Роза никому» , «Смена дыхания» , «Нити солнца» , «Неизбежность света» , оно становится еще более обособленным. При получении премии имени Георга Бюхнера Целан так определил свою поэтическую позицию: он исходит из диалогиче ской сути стиха, но не может преодолеть бессилие языка, которое обусловлено бессилием бытия.

Ингеборг Бахман, урожденная австриячка, поначалу нашла своего читателя в Германии. Главная ее тема звучит уже в названии стихотворного сборника «Отсроченное время» . Но и в сборнике «Призыв к Большой Медведице» речь идет прежде всего о времени, о настоящем и недавнем прошлом, которое осталось непреодоленным. Угрожающие приметы современности, сознание того, что живешь между войнами, заставляют ее воспринимать время только как «отсроченное»:

Наступят дни пожесточе.

До времени отсроченное время

Заалело на горизонте.

В многочисленных вариациях эта тема появляется вновь — в стихах, радиопьесах и прозе. Это выражается и в утверждении бренности всех связей, в поисках иных форм человеческого бытия, в предотъездном настроении, в котором постоянно находятся ее герои. Они провозглашают другой жизненный принцип, отличный от существующего, жаждут преобразований, перемен; Ингеборг Бахман изображает все это как утопию.

В 1952-1956 годах Вернер Ригель и Петер Рюмкорф издавали в Гамбурге литературный журнал «Цвишен ден кри-ген» . В нем они

Пропагандировали свою художественную концепцию, «финизм», в котором

Нашли отражение глубокие впечатления о войне, сознание несостоявшегося обновления, ощущение своей «запятнанности». Разочарование и безнадежность пронизывают их первый совместный поэтический сборник «Пламенные стихи» . В вышедших затем книгах Рюмкорфа «Земное удовольствие в, «Фокусы» доминирует вызывающе пессимистический, полный скепсиса тон.




Критика, утопия, разочарование