Кризис ренессансного гуманизма. Классицизм и барокко

По-разному сложилась историческая судьба народов Западной, Центральной и Южной Европы в XVII столетии.

Италия : обнищала, культура оскудела. Раздробленность. Частично подчинялась Германии и Франции, объединится только в конце 19 века. Германия : 1618-1648 — Тридцатилетняя война. Опустошительная.

Около 2/3 населения погибло. Испания : за короткий период вырвалась вперед. Захватила большие заморские колонии, выкачивала из новооткрытой Америки золото.

Быстро разбогатела и превратилась в XVII столетии в могущественнейшую страну. Но это длилось

не долго. Нидерландская революция — привела к отделению от Испании северных земель Нидерландов, окончательно подорвала ее могущество. Сервантес » Дон Кихот » — вершина испанской художественной прозы — появился в начале XVII в. Силы Возрождения были представлены Лопе де Вегра. В XVII веке творят и крупнейшие мастера прозы — Кеведо, Гевара, Грасиан.

Франция : 17 век — век Франции. Ф. добилась политической стабилизации. В стране установилась абсолютистская сословно-политическая государственность. Широко развивается культура. Французская философия развивается — Декарт, Образцы классической трагедии

— Корнель, Расин.

Мольер пишет комедии. Лафонтен — классический образец басни. Значительных успехов достигает французская проза — Паскаль, Ларошфуко, Лабрюйер. Англия : английская буржуазная революция знаменует конец феодальной системы общественных отношений и начало буржуазной, капиталистической системы.

17 в. в Англии выдвинул на мировую арену двух величайших философов-материалистов — Фрэнсиса Бэкона и Гоббса. Худож. лит-ра — Мильтон.

Ренессансный гуманизм = классический гуманизм — европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса. Возникло во Флоренции в середине XIV века, существовало до середины XVI века; с конца XV века перешло в Германию, Францию, отчасти в Англию и другие страны.

Ренессансный гуманизм является первой стадией развития гуманизма, движением, в котором гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы.

Принято разделять на:

1. Ранний, т. н. этико-филологический или гражданский гуманизм, включает рамки от Салютати до Лоренцо Валла и Леона Батиста Альберти. Возник в связи с изучением и преподаванием риторики, грамматики, поэзии, истории и моральной философии на основе классической образованности в противовес темам и методам средневековой схоластики.

2. С последней трети XV века в Италии гуманистические интересы чуть смещаются в иную сферу. Это означало раскрепощение традиционных сфер культуры, но одновременно привело к утрате определенных особенностей и достижений раннего гуманизма, а также к более сложным взаимодействиям со средневековым наследием.

3. За пределами Италии гуманизм переживает новый взлет, вступив в тесную связь с конфликтами Реформации XVI века и переплетаясь с проблемами культурного самоопределения европейских наций.

В лит-ре 17 века отчетливо выделяются три художественных направления: Ренессансный реализм, несущий традиции гуманистов Возрождения, классицизм и Барокко.

БАРОККО. — характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Италия. Его первые симптомы на страницах «Опытов» Монтеня, мотивы ухода от жизни слышатся в последних пьесах Шекспира. Печален Сервантес и т. д. Феодализм изживал себя, господствующий класс сходил сл сцены.

Не всегда люди, вступавшие в политическую борьбу, понимали ее истинный смысл.

Так родилось отчаяние, так возникло в ту переходную эпоху искусство барокко. Внутреннее существо его — в трагическом надрыве, в разорванности чувств, в противоречиях между мировоззрением Возрождения и мировоззрением средневекового христианства с его мрачной идеей. «Освобожденный Иерусалим» Тассо — классический пример, иллюстрирующий трагическую попытку соединить вечно враждующие и непримиримые идеи — идею наслаждения и идею христианской аскезы.

Законченные формы иск-во барокко обрело в 17 веке. Поэтов, художников, скульпторов стали привлекать к себе темы кошмара и ужаса. На смену скептическому отношению к религии, свойственному гуманистам Возрождения, пришла религиозная исступленность. Тема ничтожества перед грозной силой Бога звучала в искусстве барокко.

Ярчайший выразитель барокко — Кальдерон. Следы барокко — Корнель, Расин, Мильтон.

КЛАССИЦИЗМ. Второе литературное направление, получившее широкое распространение в 17 веке. Родилось в университетских кругах, несло в себе следы книжности.

Родина его — Италия. Возник вместе с возрожденным античным театром и первоначально мыслился как прямое противопоставление «варварской средневековой драматургии». К. первоначально выступил как теория и практика подражания античному иск-ву. Но нес в себе здоровое мироощущение, ему были чужда настроения отчаяния и пессимизма.

Вера в разум. К. полон гражданского пафоса. Герои Корнеля жертвуют собой ради короля и государства, герои Вольтера — ради народа и свободы.

КЛ и БАР — объединяет — опровергание идеи гармонии, лежащей в основе ренессансного гуманизма; гармонии в мире нет.

КЛ — попытка сохранить культурную память, установить гармоничный баланс между человеком и обществом, долгом и страстью.

РЕНЕССАНСНЫЙ РЕАЛИЗМ — 3-е направление 17 века. Лопе де Вега — противопоставил унынию, пессимизму, отчаянию поэтов барочного направления неиссякаемую оптимистическую энергию своих великолепных комедий, полных солнца и жизненных сил.




Кризис ренессансного гуманизма. Классицизм и барокко