Крупин Владимир Николаевич русский прозаик
Родился 7 сентября одна тысяча девятьсот сорок первый в Салтыков Кильмезь Кировской области, сын лесника. Окончив сельскую школу, работал слесарем, грузчиком, рабселькором районной газеты. Служил в армии, учился в Московском областном педагогическом институте им.
Н. К. Крупской, о чем с лирическим теплом и живым юмором рассказал в повестях «Прости, прощай…
» и «Курс молодого бойца» . Работал на Центральном телевидении, в различных литературно-художественных издательствах, преподавал в школе.
Был секретарем правления
Ч. в сб. «Зерна», повести «Варвара», «Ямщицкая повесть» , с их бесхитростными историями, нередко вложенными в уста простых крестьян, с повествованием о трагических событиях на вятской земле в
Социально-психологический эксперимент на основе жизнеподобной ситуации: открытия в одной деревне некоего целебного источника, освобождающего население от пагубной русской привычки — алкоголизма, полная гротескной фантазии, юмора, иронии и грусти, оплакивающая нравственную деградацию русского мужика и надеющаяся на сказочное его исцеление «живой водой». Горестным, честным и трудным судьбам людей русского села посвящены повесть в письмах «Сороковой день» , повесть «Боковой ветер» , «Повесть о том, как…» и др.
, проникнутые щемящей болью за разрушаемую, уходящую деревню, сострадательной любовью к сельским жителям. Примечательны постоянные любимые герои Крупина — чудаковатые мужики, доморощенные философы, мудрые юродивые, неуклюже, наивно, косноязычно умеющие выявить подлинную суть событий, сказать правду, мужественно противостоящую «лейтмотивному» для Крупина злу — лжи, пропитавшей современное общественное устройство, провоцирующей и пьянство, и социальную апатию, и нравственный индифферентизм. Тема «малой родины» в широком историческом контексте раскрывается в цикле рассказов «Вятская тетрадь» , где строки летописей соседствуют с преданиями о старообрядцах, а воспоминания о военном детстве — с рассказом о судьбах интересных людей.
Сквозная мысль об истинном величии внешне скромного, «нешумного» бытия, родственного в трактовке писателя национальному русскому характеру, в котором самоирония превалирует над тщеславием, а поиск идеала — над поиском материальных благ, проявляется и в повести «На днях или раньше» , посвященной проблемам семейной жизни, и в рассказе «Картинки с выставки» и в повести «От рубля и выше» , где стремление художника к славе, признание и даже творческий успех трактуются как путь, чреватый опасностью нравственной гибели, саморазрушения личности. С началом «перестройки» Крупин активно выступает с «государственно-патриотических» позиций — и как тенденциозный беллетрист, и как публицист. Сочувственная, умиротворенная тональность большинства произведений Крупина, особый вкус к народной речи, фольклору, насыщению ткани повествования частушками, поговорками, присловьями и т.
П. , культ смирения и подвижничества создают специфический художественный мир писателя, отталкивающий «западные» ценности — прагматизм, цинизм, сексуальную свободу и «масс-культуру» , ведущий к восхвалению традиционных семейных добродетелей, религиозного страстотерпия и покаяния как пути к православию, которое, по убеждению Крупина, одно только спасет Россию. «…Запомните четыре правила: первое — лить полную, иначе родителей не почитаешь, второе — пить до дна, иначе остается горечь, третье — взяв стопку в руку, обратно не ставить, а то память отшибет, четвертое — долго поднятую не держать: рука отсохнет…
» Цитата из «Повести о том, как… » «А Мои рукописи горят…» (Интервью с Владимиром Крупиным.
Беседу вел Вячеслав Руямнцев)
«Повесть о том, как…» — 30 сентября 2002 Повесть «Варвара» — 3 октября 2002 Повесть «Как только, так сразу» в библиотеке Максима Мошкова Ссылки в интернете: Владимир Крупин. Рассказ «Ловцы человеков»
Крупин Владимир Николаевич русский прозаик