«Ксении» Гете и Шиллера
Когда в «Орах» и «Альманахе муз» появились новые произведения Гете и Шиллера, в которых отразился их культ античности, высокий гражданский и нравственный пафос, религиозный индифферентизм, против них начался поход со стороны ряда газет и журналов. Критики осуждали трактовку вопросов религии, политики, философии, эстетики и т. д. Гете и Шиллер решили дать противникам резкий отпор, подвергнув беспощадному бичеванию всю пошлость и бездарность современной им немецкой литературы.
Мысль о том, какую форму лучше всего придать этой критике,
Шиллер со своей стороны одобрил план своего друга и ответил ему 29 декабря 1795
Начиная с декабря 1795 года, в течение восьми месяцев, оба поэта соревновались в создании эпиграмм; к каждому письму из йены в Веймар и обратно прилагались «Ксении» на просмотр, отзыв и дополнение. Иногда один предлагал тему, а другой придавал ей форму эпиграммы; иногда один писал первую строку, а другой — вторую; иногда один заменял первую или вторую строку двустишия своей строкой и т. п. Таким образом, совместными усилиями в период от декабря 1795 до августа 1796 года было написано около восьмисот эпиграмм, из которых четыреста четырнадцать были отобраны как наиболее удачные и опубликованы в «Альманахе муз» за 1797 год.
Эти «Ксении» включаются в полное собрание сочинений, как Шиллера, так и Гете, потому что они действительно являются плодом их совместного творчества. Когда после смерти Шиллера в немецкой печати поднялся спор относительно авторства тех или иных эпиграмм, Гете высмеял все филистерские рассуждения по этому вопросу. В беседе с Эккерманом 16 декабря 1828 года он говорит о «Ксениях»: «Такие друзья, как Шиллер и я, которые были связаны между собою долгие годы, имели одинаковые интересы, находились в ежедневном общении и постоянно обменивались мыслями, так сильно сошлись друг с другом, что о некоторых мыслях вообще нельзя сказать, принадлежат они тому или другому. Мы сочинили много двустиший совместно; часто я давал мысль, а Шиллер облекал ее в стихи; иногда имело место обратное, и часто Шиллер сочинял первый стих, а я второй.
Можно ли при этом говорить о том, что мое и что твое?». Гете уверяет, что ему принадлежат более «невинные» эпиграммы, а Шиллеру — наиболее «меткие и острые». Эта характеристика в общем подтверждается сохранившимся списком «Ксений», составленным рукою жены Шиллера с отметками, какие из эпиграмм написаны каждым из обоих соавторов.
Тематика «Ксений» очень разнообразна. Она включает вопросы политики, философии, истории, религии, литературы, искусства и т. д. В них затрагивается свыше двухсот писателей и литературных произведений. «Ксении» — самое воинствующее из созданных обоими классиками произведений. Однако полемический задор и острота характеристик направлены в основном против филистерской посредственности и выродившегося плоского просветительства в немецкой литературе и философии.
Эпиграммы же, относящиеся к политической и общественной жизни тогдашней Германии, выдержаны в умеренном тоне.
В первом издании двустиший находилось одно, направленное против Георга Форстера, которое Шиллер затем, при дальнейших переизданиях эпиграмм, исключил, чтобы смягчить политическую нетактичность, проявленную им в отношении крупного немецкого ученого и революционера. В целом «Ксении» сыграли положительную роль и очистили немецкую литературу от множества дутых величин и ложных направлений.
Выход в свет «Ксений» вызвал продолжительную и резкую полемику со стороны ученых, литераторов и журналистов, считавших себя оскорбленными. Оба поэта, однако, не сочли нужным отвечать. Еще 15 ноября 1796 года Гете писал Шиллеру о том, что «после сумасшедшего и рискованного предприятия с «Ксениями» мы должны заниматься только великими, достойными произведениями искусства и претворить нашу Протееву натуру к посрамлению всех противников, в благородные и высокие образы».
Оба поэта принялись за большие творческие работы.
«Ксении» Гете и Шиллера