Кто в прозе В. Распутина является носителем нравствен­ности?

Чем различается изображение коллективизации в рома­нах М. Шолохова «Поднятая целина» и В. Белова «Год великого перелома»?

М. Шолохов позитивно оценивает коллективизацию, видит в ней перспективу развития деревни. В связи с этим жестокость раскулачивания, насильственные методы коллективизации зату­шеваны писателем, голод, охвативший полстраны, не показан вообще. В романе В. Белова «Год великого перелома» коллективи­зация осмысливается как «пролог к экономическому кризису сегодняшнего дня».

Писатель не утаивает

трагической сути рас­кулачивания, показывает нравственный и социальный кризис деревни, порожденный коллективизацией.

Какие проблемы поднимала «деревенская проза» 1960-70-х годов?

«Деревенская проза» ставила проблемы гибели русской дерев­ни, раскрестьянивания мужика, падения нравственности, ис­чезновения деревенской народной культуры, ремесел и промы­слов, составлявших славу России. Особой проблемой было адми­нистрирование жизни деревни, бюрократизация. Важной проблемой было опустошение деревни, уход из нее молодежи. Такая молодежь, не умеющая воспринять лучшее в культуре го­рода и растерявшая

культуру деревенскую, создавала ряды мар­гиналов — людей промежуточного положения между городом и деревней.

Это особая проблема, составившая сущность рассказов В. Шукшина.

Как объясняется название острова в повести В. Распутина «Прощание с Матерой»?

Название острова символично. Матера — твердая земля, суша, противоположность воде, согласно словарю В. Даля. Распутинская Матера — это основа, твердь, противопоставлен­ная воде как символу разрушения.

Но Матера может противосто­ять природной стихии. Разрушают же ее люди, торопящиеся похо­ронить, затопить трехсотлетний остров.

В чем состоит трагический смысл повести В. Распутина «Прощание с Матерой»?

В повести В. Распутина «Прощание с Матерой» трагический смысл заключен в разрыве связи поколений, в неразвитости нравственности детей, забывающих вскормивших их родителей и родную землю. Трагизм — в забвении долга перед живыми и мертвыми.

Какова основная идея всей прозы В. Распутина?

Через всю прозу В. Распутина проходит идея памяти как без­условной нравственной ценности, без которой теряется связь поколений, утрачиваются нравственные основы нации, невоз­можен прогресс.

В чем заключается конфликт в повести В. Распутина «Пожар»?

Конфликт повести В. Распутина «Пожар» в его непосредст­венном выражении — это столкновение носителей моральных устоев совестливости, нестяжательства, доброты с «архаровца­ми» — существами духовно разрушенными, временщиками, перекати-поле. В более широком смысле это конфликт между памя­тью и беспамятостью.

Кто в прозе В. Распутина является носителем нравствен­ности?

Как правило, носителями нравственности в прозе В. Распутина являются старики и старухи. Именно в них, прошедших тяжелую жизнь, сумевших сохранить доброту, совестливость, участие и сочувствие людям, внутреннее достоинство и готовность к само­пожертвованию, видит писатель ту основу, на которой еще дер­жится русская нация.




Кто в прозе В. Распутина является носителем нравствен­ности?