Кто виноват в том что Печорин «лишний человек»?

На мой взгляд, ответ на подобный вопрос банален и прост: «Никто не виноват». Поиски виновного всегда бессмысленны, если они не касаются реальных жизненных преступлений, а всего лишь затрагивают общефилософские проблемы. Эпитет «лишний», по свидетельству литературоведов, впервые употребил в одном из своих черновых набросков А. С. Пушкин по отношению к Евгению Онегину.

Примерно в это же время М. Ю. Лермонтов в драме «Странный человек» вложил то же определение в уста Владимира Арбенина: «Теперь я свободен!.. Никто… никто…

ровно, положительно никто не дорожит мною на земле… я лишний!» Все исполинские замыслы Арбенина, его жажда великого оказались тщетными: «О, кто мне возвратит… вас, буйные надежды, вас, нестерпимые, но пламенные дни?..» Этот же вопрос преследует Печорина, который также пытается понять, для чего были даны ему необъятные силы, в чем состояло его «назначение высокое».

Конечно же, сравнение Онегина с Печориным приводит к заключению, что это были люди совершенно разные. Так, Чернышевский писал: «Печорин совершенно другого характера и другой степени развития. У него душа действительно очень сильная, жаждущая

страсти; воля у него действительно твердая, способная к энергетической деятельности, но он заботится только лично о самом себе. Никакие общие вопросы его не занимают». Полностью согласен с критиком, но… аскетом надо родиться.

Самоограничение, самоотречение, забота о ближних своих — такие же редкие качества, как и «твердая, способная к энергетической деятельности» воля. Как это ни прискорбно, большинство людей способны думать исключительно о себе.

Конечно, в современном мире натуры утонченные, живущие по своим неписаным законам, составляют меньшинство. Легче отдаться течению жизни, приспосабливаться к обстоятельствам, угождать власть имущим, накапливать благосостояние. Те, кто не хватает звезд с небес, могут найти успокоение в семейном гнездышке.

Жаждущие славы, благодаря счастливой случайности и необыкновенному трудолюбию, а также таланту, могут добиться признания, уважения и даже поклонения. Особая когорта — трудоголики, то есть те, для кого ежедневный упорный труд является не средством к зарабатыванию хлеба насущного, а жизненной необходимостью. Наиболее полно реализуют свой жизненный потенциал, свое стремление быть лидером, быть лучше всех, сильнее всех, богаче всех люди власти. И, наконец, нижние слои общественной иерархии — ленивые, не всегда бездарные личности.

Не хватает ни силы, ни воли, ни характера, чтобы поставить себе цель и добиться ее. Подводя итог изложенному, скажем, что каждый сам выбирает свой путь и каждый сам, в конце концов, несет бремя ответственности за свои поступки. Жизнь человеческую можно сравнить с детской забавой — качелями.

Вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз… На одном конце качелей сидишь ты, со своими страстями, буйными фантазиями, нереализованными планами, а на другом находятся все твои позитивные поступки, мысли, реализованные планы.

Необходимое условие для того, чтобы оказаться наверху, — увеличить массу груза, находящегося на противоположном конце. Все плохое, порочное и бесплодное остается при тебе, постепенно накапливается и тянет к земле.

Печорин считал себя лишним? Почему? Потому что ненавидел людей за их страстишки и слабости? Потому что любил и был любим? Потому что не боялся опасности и смерти?

Потому что не знал, для чего ему даны были сила, железная воля? Потому что не знал, как — применить данное ему от природы богатство? Печорин сознательно противопоставил себя обществу людей.

Таким образом он себя реализовал. Словно дикий коршун, он высматривал себе с высоты птичьего полета жертву среди бедненьких цыпляток-людишек. Один маневр — и жертва в его хищных когтях. Сначала Бэла:

«Послушай, милая, добрая Бэла! Ты видишь, как я тебя люблю; я хочу, чтобы ты была счастлива; а если ты снова будешь грустить, то я умру».

И Бэла поверила, что она должна быть счастлива, но потом глубоко разочаровалась. Такая же история происходит и с Верой, и с княжной Мери. Ах, бедненькие, почему же вы так страдаете? Вам открыто, в лицо говорят, что вы — балласт.

Ваш избранник хочет любви, он ее получает, но любить вас, отдавать себя вам — для него невообразимый труд. Логика Печорина проста:»Нет ничего парадоксальнее женского ума: женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами». Женщин не обязательно уважать, считает он, их можно легко «довести до того, чтобы они убедили себя сами»; чтобы на коленях молили о жалости и сострадании; чтобы были рабынями и не могли тебе противиться.

Вера довольно точно выразила свои чувства к Печорину:

» Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться… и я буду за это наказана: ты меня разлюбишь!»

Почему же Печорину не нравились сильные женщины, с твердой волей? Почему единственную волевую женщину, которая встретилась на его пути, он считал своим врагом? Ответ прост: он не мог ее победить, подчинив своим личным интересам. А как же Печорин противостоял равным по силам мужчинам? С ними он и не вступал в единоборство.

В романе нет ни одного мужчины, стоящего на одном уровне с Печориным. Разве что дикарь Казбич, который вырос в других условиях, подчинялся другим законам, но в своей среде был таким же, как Печорин в обществе соотечественников, — так же не считался с мнением окружающих и мстил им за неповиновение или обиду. Таким образом, достойного противника у Печорина не было. Грушницкий — молодой и неопытный романтик. Да, он приукрашал свои рассказы, пытаясь понравиться девушкам.

Да, он хвалился своей храбростью и силой. Вполне возможно, течение жизни превратило бы его в помещика-обывателя — обыкновенный удел возвышенного романтика, обыкновенная история для России середины XIX века. Однако рок столкнул его на узеньком мостике с Печориным, которому совсем не трудно применить все свои знания тонких лирических струн человеческой души для того, чтобы стереть в пух и прах юношу, показавшегося ему несносным.

Критики XIX века предполагали, что Печорин мог реализоваться на поприще общественного переустройства: сколько силищи, умища пропадает зря. А вот познакомился бы с подобными юношами, соорудил в голове уйму революционных планов — и перевернул бы Россию, наставил на путь истинный! А то тратит свои природные таланты на мелкие страстишки, интриги, разбивание сердец и жизней. Очень хочется пожалеть бедного Печорина, таким невинным он представляется. Никто не любит, никто не уважает — впору расплакаться.

Не вам ли, господин Печорин, принадлежат слова: «Зло порождает зло»? Никто не виноват в том, что вы глубоко к сердцу приняли какую-то юношескую обиду. Никто не виноват в том, что вы презираете всех людей за их слабость. Ведь ваша главная слабость именно в этом и состоит, что все, по вашему мнению, должны вас понимать, а вы и шагу не сделаете в сторону ближнего своего. Чужую слабость вы воспринимаете буквально: если слабый, должен или подчиниться, или умереть.

А приходило ли вам когда-нибудь в голову, что все-таки не вы создатель мира? Что вы, как и тысячи людей, — всего лишь мелкая крупинка во Вселенной?! Вершить судьбы людей, обрывать ниточки надежды на спасение дано только Создателю.




Кто виноват в том что Печорин «лишний человек»?