Латиноамериканская литература. Габриэль Гарсиа Маркес

Вершиной достижений латиноамериканских писателей второй половины XX столетия, несомненно, являются работы Габриэля Гарсиа, колумбийского прозаика, лауреата Нобелевской премии. Шедевр Маркеса «Сто лет одиночества», который появился в 1967 году, не только символизировал синтез испанских литературных традиций и международных модернистских тем и приемов, но и представлял собой редчайшее событие во всей современной литературе: книгу, которая имела успех у широкой публики и у опытных критиков, книгу очень утонченную, сложную, но вместе с тем

доступную для понимания и захватывающую. Спрос на роман привел к тому, что после первой публикации новые издания появлялись почти каждую неделю; он был переведен больше чем на двадцать пять иностранных языков.

Роман «Сто лет одиночества» сделал Гарсиа Маркеса международной знаменитостью, стал известнейшим произведением латиноамериканского автора и оказал содействие международному взрыву интереса к латиноамериканской литературе и культуре. Сегодня Гарсі Маркес стоит в одном ряде с великими новаторами в литературе — с модернистами Кафкой, Фолкнером, Хемингуэем, Камю и Борхесом, влияние которых выразительно

ощущается в роботах писателя, а также рядом с такими гигантами современности, как Джойс и Манн, с чьим богатством воображения, широтой замыслов и глубиной философских концепций успешно конкурируют его воображение, замыслы и концепции.

Источником сюжетов Гарсиа Маркеса стала именно его жизнь. Рожденный в Аракатаке, небольшом городке в Карибском заливе Колумбии, будущий писатель был старшим из двенадцати, детей и первые восемь лет жизни провел в доме дедушки и бабушки с материнской стороны. Своей бабушке он обязан увлечениям местными пересказами и легендами, а также манерой повествования, который объединяет сказочное с реальным.

Дед Гарсиа Маркеса, ветеран гражданских войн в Колумбии, которые происходили в 90-е годы XIX столетия, стал прототипом известнейших персонажей его произведений. Старик умер, когда мальчику было восемь лет, и о его смерти писатель говорил так: «С того времени со мной не случилось ничего примечательнее»

В 1946 году Гарсиа Маркес окончил школу в Сипакире, возле Боготы, и некоторое время проучился на юридическом факультете Национального университета Колумбии. В 1950-1965 годах он работал журналистом в Колумбии, Франции, Венесуэле, США и Мексике. Ряд его статей, написанных в 1955 году, где рассказывалось об испытании, что выпали на судьбу колумбийского матроса, который десять дней пребывал в Карибском море, одержал резкую критику колумбийского флота и привел к тому, что газету закрыли, а Гарсиа Маркес потерял работу иностранного корреспондента в Париже.

После революции на Кубе; он начал сотрудничать с кубинским агентством новостей «Пренса Латина», бывал в Боготе, Нью-Йорке и Мехико, выполнял заказы фирм, которые были связаны со средствами массовой информации, и писал сценарии.

До «Ста лет одиночества» Гарсиа Маркес опубликовал четыре книги, которые имели успех, привлекли внимание критики, но не приобрели широкую популярность: это повесть «Опавшая листва» , роман «Нехорошее время» , повесть «Полковнику никто не пишет» . Во всех этих книгах звучат его характерные темы и можно проследить, как развивается и совершенствуется присущий ему стиль. На раннем этапе творчества наибольшее влияние на Маркеса имели Кафка с его иррациональными и кошмарными видениями, Фолкнер со своей сложной структурой повествования и умением превращать казалось бы, отдельные, местные проблемы в проблемы универсальные, общечеловеческие и суровый, немногословный реализм Хемингуэя. Эти разнообразные элементы талантливо были слиты воедино и образовали удивительный синтез в романе «Сто лет одиночества», масштабной социальной и семейной хронике, которую, по словам самого Гарсиа Маркеса, он задумал написать еще в юности, но ощущал, что ему не хватит необходимых навыков, чтобы воплотить свой замысел. В 1965 году в Мехико, добившись незначительного прогресса в изложении истории нескольких поколений семьи со своего родного города и страдая от серьезного творческого застоя, Гарсиа Маркес, в конце концов, решил проблему композиции с удивительной ясностью — это произошло, когда он вместе с родными ехал по дороге, которая соединяет Мехико и Акапулько.

Вдруг перед ним явились вся форма и текст романа. «Он представлялся мне так четко, — позднее упоминал писатель, — что я мог бы надиктовать машинистке первую главу слово за словом». Он возвратился домой и провел следующие восемнадцать месяцев в работе над романом, пока его жена тайно носила в ломбард ценные вещи, а долг постепенно достигал размера в десять тысяч долларов.

В 1982 году писатель стал лауреатом Нобелевской премии «За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, объединяясь, отображают жизнь и конфликты целого континента». Его произведения утверждают, что писатель не имеет права терять связь с действительностью, замыкаться в собственной оболочке, они чрезвычайно актуальные, оригинальные и знаменитые во всем мире.




Латиноамериканская литература. Габриэль Гарсиа Маркес