Летописи як историко-художественные произведения монументального стиля

Летописание занимает особое место в литературе Киевской Руси. Летописи — это исторические произведения, в которых рассказ велся по годам. Каждый народ помнит свою историю. Много сведений и воспоминаний о прошлом находим в народных пересказах, легендах, песнях, которые передавались из поколения в поколение.

Летопись как своеобразная форма литературного произведения выросла на основе устного исторического эпоса. Толчком к началу летописания стали бушующие события патриотичного характера в Киевской Руси, а также желание знать прошлое

своей отчизны, чтобы полнее осмыслить и понять ее настоящее. Летопись как литературный жанр возникает где-то в середине XI ст. Одна из древнейших летописей, что дошла к нам, «Повесть временных лет», составленная около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

В ней подаются сведения о происхождении древнерусского народа и государства.

Это не только ценнейший источник истории Киевской Руси, а и выдающееся произведение литературы. Здесь очень ярко изображены события седой давности, рассказывается, как жили в то время люди, какими были города, оружие, лодки. Перед нами проходят картины прошлого,

начиная от учреждения Киева и до начала XII ст. Летопись имела также большое патриотическо-воспитательное значение. В ней есть сведения о деятельности князей, о борьбе восточных славян с внешними врагами, о народных восстаниях в Киевской Руси. «Повесть временных лет» пронизана любовью к отчизне, заботой о ее процветании.

В ней осуждаются княжеские междоусобицы и несогласия, борьба за власть.

Основная задача летописи — патриотичное освещение величия, единства и независимости Русской земли. Но в летопись вошли не только исторические факты, а и целые новеллы, народные пересказы, исторические песни, легенды, в которых были упоминания об отдельных исторических событиях. Именно они предоставляют летописи характер не только исторической, а и художественной памятки.

Здесь выразительно объединена историческая достоверность с поэтическим вымыслом и живым изложением. Интересными с этой точки зрения являются пересказы об учреждении Переяслава. «Повесть» вдохновляла многих писателей новой литературы.

На основе летописной легенды А. Пушкин написал славную балладу «Повесть о вещем Олеге». А в песне «Смерть Ермака», написанной поэтом-декабристом К. Рылеевым, ощущается летописный рассказ о Листвинской битве 1024 года. К сожалению, основной взгляд на описанные в летописи события является сугубо религиозными. Это и не удивительно, так как авторы летописных произведений — церковники. И все же летописцы — искренние патриоты, которые переживают из-за раздора, осуждают междоусобные распри, пылко стремятся видеть родную землю объединенной, государство — могущественным, народ — счастливым. В «Галицко-Волынской летописи» продолжается описание событий Начальной и Киевской летописей. В летописи ярко описана храбрость князя Данила и его жены в бою с татарами на Калке, в Чехии, поход против литовских завоевателей.

Описана история князя Владимира Волынского, сына Василька. Начинал эту летопись и пантеон украинских святых, в который вошли, кроме преподобного Антония Печерского, и Ольга, и Владимир, и Теодосий, и Борис, и Глеб.

Летопись «Повесть временных лет» — это не только систематизированная история Руси, а и своеобразная хрестоматия поэтических и эпических сказаний, рассказов, даже басен и философских произведений. Величие и многогранность этой памятки поражает, так как соединила в себе произведения разнообразнейших жанров. Летописи сохранили свое значение и для наших времен: каждая летопись — это первейший источник изучения истории родного края.

Читайте летописи — знаменитое прошлое нашего народа. Так как «кто не знает своего прошлого, тот не достойный своего будущего» .




Летописи як историко-художественные произведения монументального стиля