Левый фронт искусств в творчестве Маяковского В. В
С 1922 года Маяковский активно участвовал в деятельности художественной группы ЛЕФ, объединившейся вокруг одноименного журнала, первый номер которого вышел в 1923 году. В группу входили также поэты Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Третьяков, филологи В. Шкловский и О. Брик, представители других областей искусства — кинорежиссер С. Эйзенштейн, кинооператор-документалист Дзига Вертов, фотограф А. Родченко и др.
Кратко художественную программу ЛЕФа можно определить как непосредственное отображение действительности: вместо «литературы вымысла»
1) принцип социального заказа ;
2) принцип литературы факта ;
3) принцип «искусства-жизнестроения» .
В 1925 году журнал «Леф» прекращает свое существование, а ЛЕФ, просуществовавший до 1928 года, будет переименован в РЕФ. Маяковский вышел из РЕФа, чтобы вступить в самую массовую литературную организацию того времени — РАПП.
Насколько разнообразной была деятельность Маяковского в двадцатые годы, свидетельствует его работа в Российском
Рисунки и тексты к плакатам были анонимны, и сегодня точно установить авторство Маяковского не всегда возможно.
Работа в «Окнах РОСТА» стала для поэта лабораторией, где он освобождал стих «от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия» и развивал свой талант сатирика.
С 1923 года практически во всех произведениях Маяковский использует прием графической организации стиха — разбивку строк на осмысленные фрагменты так называемой «лесенкой». Сам Маяковский в статье «Как делать стихи?» объяснял появление «лесенки» необходимостью передать особенности интонации, звучания стиха, поскольку традиционная пунктуация слишком бедна для этого.
«Лесенка» появилась вместе с переходом Маяковского в систему тонического стихосложения. Тоническое стихосложение — это вид стихосложения, в котором совпадает только количество ударений, приходящихся на одну строку, а количество безударных слогов и размещение ударений произвольны.
Для тонического стиха Маяковского свойственна особая звучность, которая достигается тем, что поэт находит для стиха «громкие» рифмы и аллитерации. В тоническом стихе ослаблен внутристрочный ритм, не соблюдается порядок ударений, поэтому при обычных рифмах он будет звучать невыразительно. В дополнение к особым рифмам и усиленной аллитерации Маяковский использовал специальный типографский прием — «лесенку», т. е. он был вынужден печатать строку с разрывами, чтобы подчеркнуть, на какие единицы надо ее разбивать при чтении. Еще один прием — громкое, подчеркнуто отрывистое чтение, соответствующее разбивке на строки.
Все эти приемы, собранные Маяковским в его стихотворениях и давшие уникальный результат, показывают, насколько высокой поэтической техникой он владел. Поэт сумел обогатить русское стихосложение, но никто из его последователей не смог повторить успех мастера. Маяковский стал самым ярким представителем тонического стихосложения в русской поэзии.
Левый фронт искусств в творчестве Маяковского В. В