Либеральные реформы 1860-1870-х гг Александра II
Либеральные реформы 1860-1870-х гг.
Отмена крепостного права означала коренное изменение социально — экономического строя России. За ней последовали и другие реформы, направленные на движение России от феодальных порядков к буржуазным, от сословного неравенства к равенству всех граждан перед законом.
1. Земская реформа — создание органов местного самоуправления в уездах и губерниях. Земские собрания выбирались из местного населения по трем куриям: крестьянской, городской и землевладельческой, от каждой из которых избиралась
Земское собрание избирало свой исполнительный орган власти — земскую управу, во главе которой стоял уездный или губернский предводитель дворянства. Земства занимались вопросами местного благоустройства, здравоохранения, образования, транспорта, сельского хозяйства, статистики. Для этих целей они собирали с населения налоги и нанимали земских служащих, так называемый «третий элемент» земств.
Городская
Мировые суды, избиравшиеся органами местного самоуправления, действовали в составе одного судьи в уездах и городах, разбирая мелкие уголовные и гражданские дела. Окружные суды, действовавшие на территории нескольких губерний, состояли из судей, назначавшихся императором, рассматривали более сложные дела и принимали решения по уголовным делам с учетом мнения присяжных заседателей. Присяжные избирались из числа местных жителей, постоянно проживающих на данной территории и владеющих определенным имуществом, по жребию и утверждались губернатором. Более высокой инстанцией, куда можно было подать апелляцию на приговор окружного суда, являлась судебная палата, которая также рассматривала дела о должностных преступлениях чиновников.
Самой высшей судебной инстанцией был Сенат. Судебная реформа стала одним из наиболее радикальных преобразований Александра И, тем не менее некоторые пережитки сословного неравенства в судебной системе сохранялись, например особые волостные суды для крестьян, которые могли приговаривать к телесным наказаниям. Военная реформа, проводившаяся под руководством военного министра Д. А. Милютина, включала в себя:
— переход от рекрутского набора к всеобщей, всесословной воинской повинности ;
- создание компактной и мобильной армии, которая на случай войны увеличивала численность за счет войск запаса; сокращение срока действительной службы с 25 до 6 лет в армии и 7 — на флоте, предоставление льгот по сроку службы лицам, имеющим среднее и высшее образование; отмену телесных наказаний в армии, за исключением штрафных частей, улучшение бытовых условий солдат, создание солдатских школ; реорганизацию и повышение качества военно-учебных заведений.
Реформы образования и просвещения:
- появление разных типов начальных школ — государственных, земских, церковно-приходских, частных; создание двух типов средних школ — классических гимназий и реальных гимназий, затем переименованных в реальные училища. Поступать в университет могли только выпускники классических гимназий. Обучение в средней школе было всесословным, но платным; уменьшение платы за обучение в университетах, увеличение количества мест; новый устав университетов предусматривал их автономию, выборность деканов и ректоров; развитие женского образования — появление женских гимназий и высших женских курсов, допуск девушек в университет в качестве вольнослушателей.
Либеральные реформы 1860-1870-х гг Александра II