Литература 70- 90-х годов И. Нечуй-Левицкий. Афанасий Мирный. И. Карпенко-Карый

Цель: оценить учебные достижения учеников по этой теме;

Развивать умение десятиклассников анализировать художественные произведения; творческие способности учеников; воспитывать самостоятельность и настойчивость в работе.

Тип урока: контроль и корректировка знаний, умений, наывков.

Оборудование: разноуровневые задачи.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности учеников. Объявление темы и цели урока

II. ОБъяснение учителем методики выполнения задач контрольной работы

Выполнение задачи уровня I предусматривает

максимальную оценку 0,5 б., уровня II — 2 б., уровня III — 3 б.

III. ЗАдача Для Проведения Тестовой Контрольной Работы Вариант I

Уровень I

Определите правильное утверждение.

1. Общество «Просвита» как центр научной и культурно-образовательной работы начинает действовать с 1868 г. в:

А Львове; Б Киеве; В Харькове; Г Черновцах.

2. В каком произведении И. Нечуя-Левицкого рассказывается о борьбе украинского народа против польской шляхты?

А «Кайдашева семья»; Б «Тучи»; В «Князь Еремия Вишневецкий»; Г «Афонский прохиндей».

3. «Мартын Боруля» И. Карпенко-Карого — это:

А Комедия;

Б Трагедия; В Драма; Г Трагикомедия.

4. Где впервые отдельной книгой напечатан роман П. Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные?»?

А В Женеве; Б в Вене; В в С.-Петербурге; Г в Варшаве.

5. Красота весенней степи, внешность сельского парня и «полевой царевны» — это описания из:

А Повести О. Кобылянской «Земля»; Б Романа П. Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные?»; В драмы-Феерии Лессе Украинки «Лесная песня»; Г Пьесы И. Котляревского «Наталка Полтавка».

6. Кто из героев произведения к богачам льнул, а на голытьбу смотрит гордо, хотя сам вышел из бедности? А Чипка; Б Отец Чипки; В Григорий; Г Максим.

Уровень II

Дайте развернутый ответ.

Раскрыть понятие «корифеи». Назвать корифеев украинского театра 2-й половины ХIХ ст. Выскажите собственную мысль о жизненном выборе Чипки и других персонажей. В чем комизм главного персонажа и тех ситуаций, в которые он попадает?

Уровень III

Напишите произведение-миниатюру по одной из тем:

«Высокий духовный потенциал народа, воплощенный в женских образах романа «Разве ревут волы, как ясли полные?»». «Духовная роль сугубо эгоистических устремлений человека в творчестве И. Нечуя-Левицкого». «Дворянство как миф о лучшей жизни «.

Вариант II

Уровень I

Определите правильное утверждение.

1. Первую профессиональную украинскую театральную труппу создал осенью 1882 г. в Елисаветграде:

А Кропивницкий; Б Старицкий; В Саксаганский; Г Тобилевич.

2. Кому Нечуй-Левицкий посвятил повесть «Николай Джеря»?

А М. Коцюбинскому; Б П. Мирному; В Н. Лысенко; Г И. Карпенко-Карому.

3. Повесть «Кайдашева семья» И. Нечуя-Левицкого назвал «вершиной украинского писательства»:

А Т. Шевченко; Б И. Франко; В О. Гончар; Г О. Билецкий.

4. Назовите первую печатную пьесу И. Карпенко-Карого.

А «Бурлачка»; Б «Мартын Боруля»; В «Сто тысяч»; Г «Суета».

5. Кульминация романа «Разве ревут волы, как ясли полные?» — это:

А Картины будущего общественного порядка; Б Поражение Чипки в борьбе с земством; В Арест Чипки после преступления; Г Трагическая смерть Гали.

6. «Полевая царевна» — так назвал П. Мирный одну из героинь романа «Разве ревут волы, как ясли полные?». Это:

А Мотря; Б Галя; В Христя; Г Баба Оришка.

Уровень II

Дайте развернутый ответ.

1. Объясните связь литературы как искусства слова с ведущими тенденциями своего времени.

Чем отличается Мелашка от других женщин «Кайдашевой семьи»? Почему роман «Разве ревут волы, как ясли полные?» впервые был напечатан не в Украине, а за границей? Где именно?

Уровень III

Напишите произведение-миниатюру по одной из тем:

«Раздумья над виновниками семейных ссор и баталий» . «Афанасий Яковлевич Рудченко — «первый симфонист украинской прозы» «. «Родственность пьесы И. Карпенко-Карого «Мартын Боруля» с комедией Ж.-Б. Мольера » Мещанин-Шляхтич»».

IV. Итог урока

V. Домашняя задача

Подготовить сообщение о жизненном и творческом пути М. Старицкого.




Литература 70- 90-х годов И. Нечуй-Левицкий. Афанасий Мирный. И. Карпенко-Карый