Литература 70- 90-х годов И. Нечуй-Левицкий. Афанасий Мирный. И. Карпенко-Карый
Цель: оценить учебные достижения учеников по этой теме;
Развивать умение десятиклассников анализировать художественные произведения; творческие способности учеников; воспитывать самостоятельность и настойчивость в работе.
Тип урока: контроль и корректировка знаний, умений, наывков.
Оборудование: разноуровневые задачи.
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности учеников. Объявление темы и цели урока
II. ОБъяснение учителем методики выполнения задач контрольной работы
Выполнение задачи уровня I предусматривает
III. ЗАдача Для Проведения Тестовой Контрольной Работы Вариант I
Уровень I
Определите правильное утверждение.
1. Общество «Просвита» как центр научной и культурно-образовательной работы начинает действовать с 1868 г. в:
А Львове; Б Киеве; В Харькове; Г Черновцах.
2. В каком произведении И. Нечуя-Левицкого рассказывается о борьбе украинского народа против польской шляхты?
А «Кайдашева семья»; Б «Тучи»; В «Князь Еремия Вишневецкий»; Г «Афонский прохиндей».
3. «Мартын Боруля» И. Карпенко-Карого — это:
А Комедия;
4. Где впервые отдельной книгой напечатан роман П. Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные?»?
А В Женеве; Б в Вене; В в С.-Петербурге; Г в Варшаве.
5. Красота весенней степи, внешность сельского парня и «полевой царевны» — это описания из:
А Повести О. Кобылянской «Земля»; Б Романа П. Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные?»; В драмы-Феерии Лессе Украинки «Лесная песня»; Г Пьесы И. Котляревского «Наталка Полтавка».
6. Кто из героев произведения к богачам льнул, а на голытьбу смотрит гордо, хотя сам вышел из бедности? А Чипка; Б Отец Чипки; В Григорий; Г Максим.
Уровень II
Дайте развернутый ответ.
Раскрыть понятие «корифеи». Назвать корифеев украинского театра 2-й половины ХIХ ст. Выскажите собственную мысль о жизненном выборе Чипки и других персонажей. В чем комизм главного персонажа и тех ситуаций, в которые он попадает?
Уровень III
Напишите произведение-миниатюру по одной из тем:
«Высокий духовный потенциал народа, воплощенный в женских образах романа «Разве ревут волы, как ясли полные?»». «Духовная роль сугубо эгоистических устремлений человека в творчестве И. Нечуя-Левицкого». «Дворянство как миф о лучшей жизни «.
Вариант II
Уровень I
Определите правильное утверждение.
1. Первую профессиональную украинскую театральную труппу создал осенью 1882 г. в Елисаветграде:
А Кропивницкий; Б Старицкий; В Саксаганский; Г Тобилевич.
2. Кому Нечуй-Левицкий посвятил повесть «Николай Джеря»?
А М. Коцюбинскому; Б П. Мирному; В Н. Лысенко; Г И. Карпенко-Карому.
3. Повесть «Кайдашева семья» И. Нечуя-Левицкого назвал «вершиной украинского писательства»:
А Т. Шевченко; Б И. Франко; В О. Гончар; Г О. Билецкий.
4. Назовите первую печатную пьесу И. Карпенко-Карого.
А «Бурлачка»; Б «Мартын Боруля»; В «Сто тысяч»; Г «Суета».
5. Кульминация романа «Разве ревут волы, как ясли полные?» — это:
А Картины будущего общественного порядка; Б Поражение Чипки в борьбе с земством; В Арест Чипки после преступления; Г Трагическая смерть Гали.
6. «Полевая царевна» — так назвал П. Мирный одну из героинь романа «Разве ревут волы, как ясли полные?». Это:
А Мотря; Б Галя; В Христя; Г Баба Оришка.
Уровень II
Дайте развернутый ответ.
1. Объясните связь литературы как искусства слова с ведущими тенденциями своего времени.
Чем отличается Мелашка от других женщин «Кайдашевой семьи»? Почему роман «Разве ревут волы, как ясли полные?» впервые был напечатан не в Украине, а за границей? Где именно?
Уровень III
Напишите произведение-миниатюру по одной из тем:
«Раздумья над виновниками семейных ссор и баталий» . «Афанасий Яковлевич Рудченко — «первый симфонист украинской прозы» «. «Родственность пьесы И. Карпенко-Карого «Мартын Боруля» с комедией Ж.-Б. Мольера » Мещанин-Шляхтич»».
IV. Итог урока
V. Домашняя задача
Подготовить сообщение о жизненном и творческом пути М. Старицкого.
Литература 70- 90-х годов И. Нечуй-Левицкий. Афанасий Мирный. И. Карпенко-Карый