Литература Испании в искусстве классицизма

В XVII в. Испания вступила в полосу глубокого политического и социально-экономического упадка. Но в испанской культуре именно этот период определяется как «золотой век». Творчество крупнейших художников, архитекторов, писателей знаменует невиданный и позже уже не повторившийся расцвет художественной культуры Испании, что в очередной раз доказывает относительную независимость ритмов развития культуры, ее пиков и спадов, от ритмов развития цивилизационных процессов.

В литературе XVII в. можно определить несколько направлений: гуманистический

протореализм, представленный творчеством Сервантеса, Лопе де Вега и его школа; барокко, представленное творчеством Гонгоры, Кальдерона, Кеведо; академизм — испанскую форму раннего классицизма, неставшую заметным литературным событием. Есть и промежуточные явления: переход от гуманистического протореализма к барокко обнаруживается в творчестве Тирсо де Молина и Аларкона, переход от гуманистического протореализма к классицизму — в комедии Аларкона «Сомнительная правда». Гуманистический протореализм переходит в так называемый бытовой реализм в плутовском романе. Как уже говорилось, барокко
выступает в нескольких формах. Прежде всего это гонгоризм и консептизм. Термин «гонгоризм» происходит от имени поэта Луиса де Гонгоры-и-Арготе, отличавшегося «темным» стилем, в котором особо значима игра формой слов, порождающая множество неологизмов.

Консептисты увлекались игрой не словами, а мыслями, ирония сочеталась у них с пессимизмом. В целом эпоха определяется противостоянием в испанской литературе двух художественных систем: гуманистического протореализма и барокко — и, следовательно, может быть отнесена к стабильным эпохам. Но так как в XVII в. происходит грандиозный поворот во всей европейской художественной культуре, связанный со сменой метаязыка искусства, черты переходности в литературном процессе Испании тоже присутствуют.




Литература Испании в искусстве классицизма