Литература массового спроса начала XX века

Первая мировая война 1914 — 1918 гг. и революции начала XX в., прежде всего революция 1917 г. в России, с которой связано формирование социальной системы, альтернативной капитализму, привели к грандиозным изменениям в жизни человечества, к формированию нового менталитета, отразившего возникшее противостояние социальных систем. Невиданные успехи цивилизации оказывают мощное влияние на литературный процесс и условия его развития. В XX в. окончательно складываются две параллельные парадигмы художественного творчества, которые условно можно определить

как литература «культурного запроса» и литература «массового спроса» . Литература «массового спроса». Эта литература, составляющая в XX в. основной объем литературной продукции, развивается вне моделей, подобных модернизму и реализму, в функции модели в ней выступает избранный автором жанр: детектив, шпионский роман, фэнтези, приключения, триллер, хоррор, женский роман, сериал ситком и др. При этом жанровые границы становятся жесткими, жанровые модификации дробными: не роман, а «женский роман», «полицейский роман» и т. д. Литература «массового спроса» имеет особые формы функционирования,
описываемые такими понятиями, как бестселлер, дайджест, комикс, по кет-бук и др.

Здесь эстетический принцип вытесняется коммерческим. Характерная черта литературы «массового спроса» — связь со средствами массовой информации и компьютеризацией общества. Детективный жанр. Истоки детективного жанра, в первую очередь детективные новеллы американского романтика Эдгара Аллана По начиная с «Убийства на улице Морг» , и его классические образцы — произведения английских писателей Артура Конан Дойла, Герберта Кита Честертона, Агаты Кристи, бельгийца Жоржа Сименона, крупнейшего представителя разновидности детектива — «полицейского романа», и др. — дали модели для бесчисленного количества детективов, наводнивших прилавки книжных магазинов. В лучших образцах детектива можно обнаружить сочетание черт литературы «массового спроса» и «культурного запроса».

Но в целом жанр невозможен без жестких схем, своего рода правил игры. В детективе существуют и ожидаются читателем схема ситуаций, схема сюжетов, схема системы образов, схематичность в применении художественных средств, ретроспективная композиция, достаточно простой язык. В детективном жанре глубоко разработаны способы «поддержания читательского интереса, психологизм направлен не столько на раскрытие внутреннего мира персонажей, обычно весьма схематичных, сколько на овладение внутренним миром читателя.

Шпионский роман. Вершиной этого популярного жанра стали 12 романов английского писателя Яна Флеминга о Джеймсе Бонде, агенте 007 английской секретной службы, где два нуля в номере означают право на убийство в ходе проведения операции («Живи и дай умерет




Литература массового спроса начала XX века