Литература реализма и натурализма

Приблизительно с середины до последней четверти XIX столетия «погоду» во всемирном литературном процессе делали преимущественно писатели-реалисты. Россияне Ф. Достоевский и Л. Толстой уверенно приняли эстафету французов Стендаля, О. Бальзака, Флобера, англичанина Ч. Диккенса и пошли дальше своих предшественников. Достаточно вспомнить произведения той эпохи, которые вошли в казну всемирной литературы: «Униженные и оскорбленные» , «Игрок» и «Преступление и наказание» , «Идиот» , «Бесы» , «Братья Карамазовы» Ф.

Достоевского, «Война и мир» , «Анна Каренина» , «Воскресение» Л. Толстого.

Творчество Достоевского и Толстого стало вершиной не только русского, а и мирового реализма.

Они обогатили всемирную литературу уже самим взглядом на вечные проблемы человечества: признание-непризнание отдельной личностью общественных законов и норм, право «переступить» через эти законы и нормы, видение проблем войны и мира, войны и народа, «мысли народной» , проблемы семьи, «мысли семейной» и т. п. Глубокий психологизм произведений этих писателей до настоящего времени поражает как литературоведов, так и обычных

читателей. Творчество Достоевского и Толстого действительно бессмертно, оно пережило и еще переживет много литературных мод и даже общественных формаций, ведь как по смыслу, так и по форме произведений они достигли общечеловеческих, действительно всемирных высот. В это время в мировой литературе преобладали такие направления, как натурализм и позитивизм.

Натурализм — название течения в европейской литературе и искусстве, которое возникло в 70-х годах XIX ст. и особенно широко развернулось в 90-х годах, став тогда самым влиятельным направлением. Основные элементы натурализма в литературе существовали значительно раньше. В 80-х годах это течение получило название и теоретическое обоснование, данное Эмилем Золя в книге «Экспериментальный роман» и в статьях о театре.

В дальнейшем под термином «натурализм» объединялись понятия весьма разнородные и отличные от представления о нем его основоположников, в частности Золя. Объясняя выбор этого термина для определения нового литературного стиля, Золя начинает с отмежевания от реализма: «Меня спрашивают, почему я не удовлетворяюсь словом «реализм», которое используется 30 лет? Я поступил так лишь потому, что тогдашний реализм сузил художественно-литературное мировоззрение.

Мне казалось, что слово «натурализм» расширяет область наблюдения» . В эту область отныне входят запрещенные до натурализма темы и области патологии и физиологии, проблемы работы, той или иной профессии. Вводя новое определение для литературного стиля, Золя все же таки определяет основой этого литературного течения реализм, который играл ведущую роль в французской литературе второй половины XIX ст.

Позитивизм — социально-философское направление, которое характеризуется стремлением выходить из данного, фактического, стойкого, бесспорного, чтобы создать социальную теорию: свободную от метафизических объяснений, доказательную и общезначимую, основанную на методологии, присущей естественным наукам. Где-то в конце XIX столетия удельный вес литературы реализма в выражении художественных стремлений эпохи начал уменьшаться, вступали в силу модернистские направления и течения.




Литература реализма и натурализма