Литература рубежа ХІХ-ХХ веков

Рубеж XIX-XX вв. — начало Новейшего времени, которое стало эпохой перехода от региональных культур к общемировой культуре, эпохой расцвета цивилизации, но также временем мировых войн и революций. Периодизация. Новейшее время включает в себя три периода: рубеж XIX-XX вв. — переходный период в истории культуры; собственно XX в. — период стабилизации социокультурного и литературного процесса; рубеж XX-XXI вв. — переходный период в развитии культурного и литературного процесса сегодняшнего дня. Социокультурные факторы эпохи. Можно выделить следующие

наиболее значимые социокультурные факторы Новейшего времени: начало перехода от индустриальной к информационной цивилизации; выход на историческую арену прежде бесправных и необразованных слоев общества, наций, стоявших у обочины истории; успехи образования, приведшие к качественному скачку в формировании читательской аудитории; глобализация и тотальная переоценка ценностей; качественное усиление значения коммерции и моды в культуре; исключительно важная роль средств массовой информации, компьютеризации в развитии цивилиза-ционных процессов.

К этому периоду относится формирование мирового литературного

процесса как единого целого; контраст интеллектуализации и иррационализации, психологизации и дегуманизации, эстетизации и дисгармонизации, экспериментаторства и обращения к традициям многовекового культурного наследия в парадигме художественной литературы «культурного запроса» ; противостояние этой парадигме ее антипода — литературы «массового спроса» с ее ориентацией на коммерческий принцип, развлекательность, использование готовых схем и клише, однозначность, сенсационность, потребительскую психологию читателя. Отличительные черты литературы рубежа XIX — XX вв. Рубеж XIX — XX вв. — переходный период в мировом литературном развитии. В 1827 г. Гете в разговоре со своим секретарем Эккерманом впервые отметил, что начинает складываться всемирная литература. На рубеже веков эта отмеченная Гете тенденция становится ведущей. Второй промышленный переворот и интернационализация духовной жизни — факторы глобального характера.

Формирование мировой литературы выражается в усилении взаимодействий крупнейших литературных регионов — Европы, США, Востока, России, вхождении в их число Латинской Америки. Все это приводит к необходимости по-новому описывать историю литературы: не по региональному, национальному признаку, а в соответствии с получившими международное развитие и признание направлениями. Среди отличительных черт периода в первую очередь нужно выделить мозаичность картины литературной жизни, которая проявляется во множественности направлений, течений, школ, отсутствии магистрального направления, открытости границ различных художественных систем, множественности влияний и традиций; а также расширение литературной «географии» . Новые «континенты» в «географии» всемирной литературы. Преодоление региональности отражается на освоении Востоком и другими регионами, раньше закрытыми для европейского влияния, крупнейших достижений европейской литературы. В то же время и европоцентристское сознание начинает расширяться, осваивать творчество писателей разных эпох и литератур, в том числе неевропейских.

В качестве примера можно назвать вхождение индийской литературы, прежде всего творчества Р. Тагора, в мировой литературный процесс.




Литература рубежа ХІХ-ХХ веков