«Литература — учебник жизни». Согласны ли вы с этим утверждением Н. Г. Чернышевского?

«Литература — учебник жизни». Согласны ли вы с этим утверждением Н. Г. Чернышевского?

Вспомните прочитанные вами произведения XIX века и попытайтесь определить, к какому лите­ратурному направлению они относятся. Ответ обоснуйте.

Из романтических произведений XIX ве­ка я бы назвал стихи и баллады В. А. Жу­ковского, поэмы А. С. Пушкина, создан­ные в период южной ссылки, «Мцыри» М. Ю. Лермонтова и большинство его сти­хотворений, повести А. А. Бестужева-Марлинского и В. Ф. Одоевского. Хотя это очень разные произведения — а роман­тизм

индивидуально проявляется в твор­честве каждого писателя, — тем не менее принадлежность их к романтическому направлению можно объяснить рядом об­щих принципов изображения действи­тельности. Прежде всего, это неудовлетво­ренность окружающим миром, бездуховным началом. Вера в прекрасное, чистое, непорочное, вечное, но недосягаемое объ­единяет творчество романтиков.

Произве­дения Жуковского принадлежат к одному из наиболее ярких течений романтизма — созерцательно-психологическому, который пропагандирует культ высокой, духовной любви, искренней и верной дружбы. При­рода для романтика — вечно

живое, воп­лощающее в себе божественное начало. Он ищет в ней внутреннюю гармонию, воз­можность совершенствования своего эмо­ционального мира. Романтический герой не боится смерти, а видит в ней сладост­ный переход от реального, земного мира в мир вечных идей, недостижимой мечты, истины и абсолюта.

Для такого романтиз­ма характерен пафос светлой печали. По­следователи байронического романтизма, влияние которого испытали в свое время Пушкин и Лермонтов, проявляли глубо­кий пессимизм в оценке окружающей действительности. Они изображали силь­ную, разочарованную личность, озлоблен­ного бунтаря-одиночку, бросившего вызов Богу, морали, власти. Как правило, это добровольный изгнанник, единственной отрадой для которого остается любовь, но и она отнимается у него несправедливо­стью жизни, что толкает героя либо на самоубийство, дуэль, либо на преступле­ние.

Гражданские романтики были готовы пу­тем борьбы преобразовывать существую­щий строй. Они обращались к русской ис­тории и русскому фольклору, черпали там сюжеты и героические характеры. Для них стал близким жанр думы.

Д. В. Ве­невитинов, поэты-любомудры, Ф. И. Тют­чев принадлежали к философскому ро­мантизму. Они специально уходили от изображения социальных конфликтов к проблемам сугубо философским, нравст­венным и через их осмысление рассмат­ривали темы любви, дружбы, поэта и поэзии.

Такие произведения XIX века, как ро­маны А. С. Пушкина «Капитанская доч­ка» и «Дубровский», комедия Н. В. Гоголя «Ревизор», «Записки охотника» и романы И. С. Тургенева, рассказы А. П. Чехова, произведения Л. Н. Толстого относятся к реализму. В них глубоко исследуется сама жизнь, реальная действительность. Герои действуют в конкретных социально-исто­рических условиях, их поведение, харак­теры, взгляды, образ жизни зависят от этих условий.

Порой эти два направления сочетаются в творчестве одного и того же писателя, например в творчестве Пушки­на или Лермонтова.

Подумайте, чем отличается реализм первой половины XIX века, который и в Европе и в России считается периодом становления реализма, от эпо­хи его зрелости.

Действительно, в первой половине XIX века происходит становление реализ­ма, даже в рамках творчества одного и то­го же писателя сосуществуют во многом романтический и реалистический подхо­ды к освоению действительности, герои часто со­четают в своем изображении реалистиче­ское и романтическое начала. Клас­сицистическое и реалистическое мы нахо­дим в содержании и композиции «Горя от ума» А. С. Грибоедова. Во второй полови­не века в русской и западноевропейской литературе реализм уже утверждается как преобладающий метод. В это время он получает критическое направление, от­вергая отрицательные явления в социаль­ной жизни, утверждая новые нормы отно­шений между людьми или возвра­щаясь к вечным нравственным ценностям.

«Литература — учебник жизни». Согласны ли вы с этим утверждением Н. Г. Чернышевского?

Литература, конечно, дает глубокие представления о жизни людей, оказывает воздействие на мировоззрение, воспиты­вает высокие нравственные качества, за­ставляет задумываться над сложнейшими вопросами бытия. Однако изучение жиз­ни на основе литературы все-таки осу­ществляется преимущественно через эмо­циональную сферу личности читателя, что требует собственных ответных раз­мышлений, диалога с автором и героями произведения, т. е. включения в процесс по­стижения действительности субъективно-личностного начала. Поэтому формула «Ли­тература — учебник жизни», характерная для революционно-демократического ми­ровоззрения, представляется нам слиш­ком категоричной и прямолинейной.

Проследите, как меняется герой в произведе­ниях классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма. Какие черты характера становятся веду­щими?

В произведениях классицизма высоко оценивались такие качества героев, как верность долгу, умение подавлять свои личные чувства и интересы во имя долга, патриотизм, служение государству. Для героев сентиментальных произведений характерен культ чувства, люб­ви, страсти. Они чувствительны, повы­шенно эмоциональны, склонны к подроб­ным любовным объяснениям.

Романтиче­ский герой необычен и действует в необыч­ных, исключительных обстоятельствах, предпочитает уход в экзотическую обста­новку, порой склонен к мистике. Для его настроений характерна тоска, грусть, ост­рые переживания утрат.

Как вам, счастливцам, то понять,

Что понял я тоской?

Особенно остро ощущает чувство вины и раскаяния.

Реалистический герой разносторонен, тесно связан с социально-историческими условиями, в которых он находится. Он типичен и развивается в типических об­стоятельствах. Герой в русском реализме направляет свою деятельность на преобра­зования жизни.




«Литература — учебник жизни». Согласны ли вы с этим утверждением Н. Г. Чернышевского?