Литература в истории человечества ХІХ столетия

В истории человечества ХІХ ст. было эпохой настолько же судьбоносной, насколько динамической и противоречивой. Начиналась она под грохот артиллерии Наполеона, который слышали Африка и Европа, Берлин и Москва, Аустерлиц и Ватерлоо. Многие люди тогда верили, что этот, «никому не известный бедный лейтенант, стал властителем мира с помощью только своей шпаги» , был рыцарем «свободы, равенства и братства». Тем не менее, добившись власти, пылкий поборник свободы и враг монархии сам стал императором!

Это было еще одной горькой пилюлей

для тех, кто верил в лозунги Просвещения и Великой французской революции 1789-1793 годов о наступлении эпохи «свободы, равенства и братства».

Красивые лозунги превратились в кровавый террор, а «основанные «победой ума» общественные и политические учреждения оказались злой, смехотворной карикатурой на блестящие обещания просветителей» . В начале ХІХ ст. победа капитализма над феодализмом стала очевидной и окончательной. На смену власти монархов и аристократов пришла власть «денежного мешка», который властвует и ныне. Наверное, революционеры имеют какую-то магическую, не до конца постижимую привлекательность.

Возможно, все, кто страдает, но никак не отваживается восстать против гнета, с особым уважением относятся к тем, у кого на это хватило сил и мужества.

Так или иначе, а на границе XVIІІ-XIX ст. авторитет революционной Франции в мире был чрезвычайно высоким.

Персонифицированным воплощением Великой французской революции стал Наполеон Бонапарт, которого в Европе одни обожествляли, другие — ненавидели, но не игнорировал никто. «Экзистенционный отголосок» тех буревых событий уже так давно и глубоко вошли в нашу повседневную жизнь, что часто мы его даже не замечаем. Так, смотря на статую Свободы в Нью-Йорке, мы не всегда вспоминаем, что этот величественный памятник Соединенным Штатам Америки к 100-летию Декларации независимости подарила Франция, которая поддерживала США в борьбе за независимость.

Так же редко присматриваемся и к американской долларовой банкноте, где в центре изображена «Декларация прав человека и гражданина», одобренная революционным французским Конвентом в 1791 г. А о том, что нескладную и абсолютно несогласованную систему мер в Европе унифицировал Наполеон, помнят лишь специалисты. До этого, в каждой стране была своя система мер. Так, во Франции измеряли расстояние лье, в Англии — милями, в России — верстами. Политическая оттепель, которая началась было в Русской империи, закончилась лютым сибирским морозом.

Могли ли литераторы стоять в стороне от этих событий, не реагировать на настроения времени? Обычно нет, недаром же мы с вами уже вели речь о принципиальном настрое творчества поэтов-современников: жизнерадостность Пушкина и пессимизм, «мировую скорбь» Лермонтова. В то же время в Италии, которая находилась во власти австрийцев, вступало в силу движение карбонариев — «угольщиков».

Такое название он получил от одного из многочисленных любимых ими магических ритуалов — выжигание древесного угля, который символизировал духовное очищение человека. Карбонарии боролись за независимость и объединение страны и установление в ней конституционного порядка. Они принимали участие во многих революциях, вследствие которых 17 марта 1861 г. Италия была провозглашена единым государством.

Как вы уже знаете, проживая в разных городах Италии, карбонариям помогал и вольнолюбивый английский лорд Джордж Байрон через родственников волшебной Терезы Гвиччиоли. Ему была небезразлична свобода народа как на родине, в Великобритании, так и в других странах. Ведь его кредо было таким:

Если из рабства не можешь освободить свой край, Борись для чужого народа. О подвигах Греции и Рима вспомни И умри в боях за свободу! .

Кроме того, Байрон своими свободолюбивыми стихами призвал к борьбе за независимость от Османской империи и греков, напоминая им о славе их предков-эллинов:

Сыны Эллады, время! Вставайте, рвите кандалы. Зовет давняя слава вас и предки, достойные почета! .

Одной из главных ячеек объединения греческих национально-освободительных сил в начале ХІХ ст. стал город Одесса, где и ныне существует многочисленная греческая община и функционируют греческие церкви. Именно здесь в 1814 г. была основана общенациональная тайная организация греческих патриотов «Филики этерия» .

Ее создали по образцу тайной масонской ложи или подпольного общества карбонариев. Именно эта организация подготовила греческую революцию 1821-1829 годов, которая завершилась освобождением Греции из-под власти Османской империи. За деятельностью полутайных греческих обществ в Одессе наблюдали А. Пушкин и А. Мицкевич, сосланные на юг Русской империи за вольнолюбивые настроения и стихи. После продолжительной борьбы за освобождение из-под власти Турции Греция была провозглашена независимым государством. В июле 1830 г. в Париже произошла еще одна революция, которая окончательно положила край попыткам реставрации во Франции феодально-монархических порядков.

Ее основной движущей силой стали рабочие и ремесленники.

Вследствие Июльской революции к власти пришел король Луи Филипп, ставленник торгово-промышленной и банковой буржуазии, который правил до Февральской революции 1848 г. Почти одновременно с французским вспыхнуло польское национально-освободительное восстание в Варшаве. Существует мысль, что оно отвернуло внимание России от Парижской революции и помешало царским войскам подавить выступление французов. Одним из идейных вдохновителей Варшавской революции был поэт-романтик Адам Мицкевич. Влияние его произведений на морально-психологическую подготовку восстания было огромным.

Польские патриоты черпали силы и вдохновение прежде всего, в его поэме «Конрад Валленрод» , эпиграфом к которой стали слова известного политика Никколо Макиавелли: «есть два способа борьбы: нужно быть лисой и львом».

Эта формула для поляков была чрезвычайно актуальной, поскольку учитывала соотношение сил между могущественной тогда Русской империей и оккупированной ею, обескровленной, покромсанной Польшей. Это сразу постиг палач польской независимости, один из персонажей поэмы А. Мицкевича » Дзяди» — русский сенатор Новосильцев, указав в доносе царю, что «Конрад Валленрод» имеет целью «согревать патриотизм, который угасает, воспитывать враждебность и готовить будущие события, учить современное поколение быть ныне лисой, чтобы со временем превратиться в льва». Когда поляки восстали, то сигналом к общенациональному выступлению стал штурм Бельведерского дворца в Варшаве, где находились русские члены правительства.

Об огромной роли А. Мицкевича и его поэмы в подготовке этого восстания один из его участников написал так: «Слово стало делом, а «Валленрод» — Бельведером». 1848-1849 годы были настолько богаты на революции, что их метафорически назвали «весной народов» в разных европейских странах. Ведь ранней весной природа, которая замирает зимой, пробуждается.

Так и много угнетенных народов Европы пробуждались к новой, свободной жизни. Именно тогда венгров, которые не хотели находиться в составе империи Габсбургов, призвал к борьбе и мужеству Шандор Петефи.

В 1851 г. во Франции состоялся очередной государственный переворот, который вызвал установление Второй империи. Эти события — выступление крестьян и ремесленников в защиту республики в 1851 г. — изображены в романе Эмиля Золя «Карьера Ругонов». К власти пришел ставленник буржуазии Наполеон ІІІ, который правил вплоть до начала франко-прусской войны, а точнее — до Сентябрьской революции 1870 г. Ветер перемен затронул и консервативную Российскую империю, где в 1861 г. было упразднено крепостное право.

Итак, недаром боролись за освобождение народа не только политики, а и писатели, в частности — поэты «некрасовской школы».




Литература в истории человечества ХІХ столетия