Литературная критика в программе обучения

Формируя основные требования к знаниям и умениям учеников из литературы, программа в первую очередь определяет для каждого класса усвоение определенного круга умений и навыков учеников с постепенным обобщением и углублением их в старших классах. Это понимание содержания и художественного своеобразия произведений, знание текстов, выразительное, со стремлением к художественному, чтение заказных произведений или отрывков из них на память, свободное и быстрое чтение книги, достаточное владение, теоретико-литературными понятиями, целесообразное

приложение их во время анализа произведения или процесса.

Среди основных требований к формированию умений анализа и оценивания литературного произведения школьная программа определяет в первую очередь читательскую культуру, жизненный опыт и приобретенные знания и умения, из литературы, при этом программа считается с тем, что формирования таких знаний и умений происходят в процессе непосредственного эмоционального восприятия и в ходе дальнейшего логического осмысления, почему особенно способствует анализ художественного произведения в единстве его содержания и формы.

Художественная литература

несет в себе мощный заряд эмоций, обогащает ими духовный мир учеников, развивает образное восприятие, память, воображение, эстетический вкус, умственные способности, художественное мышление, увеличивает потребность творческого труда, повышает культуру речи. Программа напоминает, что успешное осуществление ответственных и сложных заданий преподавания литературы возможно лишь тогда, когда учитель, вводя эмоционально-эстетическую природу искусства слова, широко использует в своей учебно-воспитательной практике выразительное чтение, применяет такие методы и приемы, использует такие средства и формы которые содействуют эффективному развитию творческого воображения и воспроизводящей деятельности, расширению эмоциональной сферы и умственной активности учеников.

В процессе выполнения заказных программ разных видов устных и письменных работ формируются речевые и стилистические умения, среди которых особенно важным является быстрое, правильное, осмысленное чтение вслух художественных, публицистических и литературно-критических текстов, выразительное чтение произведений, художественное устное воссоздание искусства слова.

Программа из литературы определяет межпредметные связи уроков словесности со смежными основами наук и отраслями искусства. Особенное внимание уделяется взаимосвязи украинской с зарубежной литературой.

Программа ориентирует на межпредметные связи литературы с циклом основ исторических наук: знакомя учеников с историко-общественной основой художественных произведений, учитель должен опираться на факты, явления, события, известные ученикам из курсов истории, основ государства и права.

По программе из литературы учитель использует также приобретенные знания и представления учеников из разных отраслей искусства — живописи, скульптуры, музыки, театра, кино. Ставится требование раскрывать взаимосвязь литературы с другими видами искусства на основе общности проблематики и тематики их произведений, единства, идейно эстетичной позиции их авторов, при всей специфике каждого искусства.

Школьная программа из литературы является документом государственного значения, обязательным для выполнения. Но она дает широкие возможности для выявления творческой инициативы учителя, ориентирует его на такую систему учебы и воспитания, которая развивала бы интерес и любовь учеников к художественному слову, способствовала бы усилению их творческой активности и самостоятельности.

Время на изучение каждой монографической и обзорной темы программа распределяет ориентировочно. Учителю позволяется по мере необходимости, ввиду условий работы, состава учеников, обоснованы методические рассуждения, кое-что изменять количество учебных часов на ту или другую тему, в пределах общего количества часов, определенных учебным планом на предмет литературы.

В действующих программах на помощь учителю с целью творческого использования добавляются нормы оценивания знаний, умений и навыков учеников, из литературы, рекомендации основных методических пособий.

Учебная программа из литературы — живой, подвижной ориентир. Она, как и сам ее предмет, требует творческого отношения к себе, непрерывного усовершенствования, обновления, при всем стремлении к стабильности. В ходе применения усовершенствованной программы предусматривается дальнейшее ее улучшение.

Уже стало традицией, что учителя, методисты, литературоведы, писатели, пристально следят по результатам внедрения каждый раз обновляемой программы в школе, вносят свои предложения относительно дальнейшего усовершенствования ее в соответствии с требованиями жизни в его непрерывном развитии.

Совершенное на каждом новом этапе усовершенствование учебной программы в результате теоретического обоснования и практической проверки содержания предмета принадлежит к коренным проблемам научных основ методики литературы.




Литературная критика в программе обучения