Литературные тропы определения и примеры
Тропы :
Аллегория — иносказательное выражение отвлеченного понятия в конкретных
Художественных образах. Например, в баснях, сказках глупость, упрямство
Воплощается в образе ОСЛА, хитрость — в образе ЛИСЫ.
Гипербола — образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого. .
Ирония — употребление слова или выражения в смысле обратном буквальном
Целью насмешки.
Например, Отколе, умная, бредешь ты голова? .
Литота — образное выражение, преуменьшающее размеры, силу,
Метафора с греческого «перенос» — перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.
Метонимия с греческого «переименование» — употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. Связь может быть : а) между предметами и материалом, из которого предмет сделан. Не то на серебре — на золоте едал! ; б) между содержимым и содержащим.
Ну скушай же еще тарелочку, мой милый! ; в) между автором и его произведением. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. .
Олицетворение — наделение
Перифраза — описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания.
Синекдоха с греческого «соподразумевание» — замена множественного числа единственным, употребление названия целого вместо части или части вместо целого.
Сравнение — художественное сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность.
Эпитеты — образное определение предмета или действия. Постоянные эпитеты часто встречаются в народном поэтическом творчестве, переходя из одного произведения в другое. Поле чистое, добрый молодец, тучи черные, зелена трава.
Оксюморон — соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. Например: горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание, сладкая скорбь.
Фигуры :
Анафора — повторение одних и тех же слов, элементов слов в
Начале каждого предложения; бывает звуковой, морфемной, лексической, синтаксической, строфической. .
Антитеза — оборот, служащий для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей.
Бессоюзие — это бессоюзная связь однородных членов простого предложения или предикативных частей сложного предложения; нередко используется как стилистический прием. Швед, русский колет, рубит, режет. Волков бояться — в лес не ходить.
Люди знали : где-то, очень далеко от них идет война.
Градация — такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее смысловое значение; бывает восходящая и нисходящая. .
Инверсия — расположение членов предложения в особом, нарушающем обычный порядок.
Многосоюзие — это стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно используется для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.
Параллелизм — одинаковое синтаксическое построение соседних предложений.
Риторический вопрос — вопрос, который задается не с целью получить ответ на него, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению
Риторическое обращение — обращение, адресованное неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу
Умолчание — оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадаться, что именно осталось не высказанным.
Эллипсис с греческого «выпадение, опущение» — пропущенный элемент высказывания, который легко восстанавливается в данном контексте или ситуации; используется эта фигура для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи. Во всех окнах — любопытные, на крышах — мальчишки. . Шампанского! . Вместо хлеба — камень, вместо поучения — колотушки. .
Эпифора — это повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда
Парцелляция — такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. Например: С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего.
Литературные тропы определения и примеры