Литературный анализ произведения по роману Мастер и Маргарита
Одной из ключевых проблем произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» является проблема творчества, а именно признания художника обществом. В этой книге царит счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Там правит великий бал Сатана и вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман.
Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом суетятся, предают и творят подлости вполне земные люди, жильцы Садовой и Бронной.
Смех и печаль, радость и боль
Движение событий в «Мастере и Маргарите» начинается «однажды весною, в час небывало жаркого заката». В Москве появляется сатана и его свита. «Дьяволиада» — один из любимых Булгаковских мотивов — здесь играет роль вполне реалистичную. Воланд грозой проносится над Москвой, карая все людские
Воланд-дьявол представляется Булгаковым не как источник зла, а как профессиональный мастер, вынужденный иметь дело с человеческим злом, фиксировать и наказывать его. Поступки и поведения Воланда человечны.
Но кто же главный герой произведения? Воланд, Мастер, Маргарита или Иешуа и Понтий Пилат? Все критики сходятся на том, что главный герой — Мастер, не смотря на то, что описанию других персонажей Булгаков уделил гораздо больше внимания.
Тема зла у Булгакова представлена просто — это набор образов, олицетворяющих отдельные пороки и недостатки: редактор Берлиоз, директор театра Варьете Лиходеев, финдиректор Римский, администратор Варенуха, буфетчик Соков, председатель жилищного товарищества Босой, Иуда из Кириафа и другие — типичные представители. Однако все эти проявления зла были наказаны.
Книга весьма сложная и противоречивая, но одно можно сказать точно: она никого не оставит равнодушным.
Литературный анализ произведения по роману Мастер и Маргарита