Одной из ключевых проблем произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» является проблема творчества, а именно признания художника обществом. В этой книге царит счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Там правит великий бал Сатана и вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман.
Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом суетятся, предают и творят подлости вполне земные люди, жильцы Садовой и Бронной.
Смех и печаль, радость и боль перемешаны воедино, как в жизни, но в такой концентрации, которая может существовать лишь в сказке. «Мастер и Маргарита» и есть лирико-философская сказка о любви и нравственном долге, об бесчеловечности зла, об истенном творчестве, которое всегда преодоление бесчеловечности, всегда порыв к добру и свету.
Движение событий в «Мастере и Маргарите» начинается «однажды весною, в час небывало жаркого заката». В Москве появляется сатана и его свита. «Дьяволиада» — один из любимых Булгаковских мотивов — здесь играет роль вполне реалистичную. Воланд грозой проносится над Москвой, карая все людские пороки, лживость и непорядочность. Потусторонность и мистика никак не вяжутся с образом мессира. Он не вызывает страха, он лишь инструмент возмездия.
Воланд-дьявол представляется Булгаковым не как источник зла, а как профессиональный мастер, вынужденный иметь дело с человеческим злом, фиксировать и наказывать его. Поступки и поведения Воланда человечны.
Но кто же главный герой произведения? Воланд, Мастер, Маргарита или Иешуа и Понтий Пилат? Все критики сходятся на том, что главный герой — Мастер, не смотря на то, что описанию других персонажей Булгаков уделил гораздо больше внимания.
Тема зла у Булгакова представлена просто — это набор образов, олицетворяющих отдельные пороки и недостатки: редактор Берлиоз, директор театра Варьете Лиходеев, финдиректор Римский, администратор Варенуха, буфетчик Соков, председатель жилищного товарищества Босой, Иуда из Кириафа и другие — типичные представители. Однако все эти проявления зла были наказаны.
Книга весьма сложная и противоречивая, но одно можно сказать точно: она никого не оставит равнодушным.
Дайджест:
- Характеристика образу Маргариты по роману Мастер и МаргаритаМаргарита — это ключевая фигура в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Она помогает раскрыть в произведении тему творчества, веры и любви. Автор дорожит этим образом, в нем узнается близкий ему человек Елена Булгакова. Маргарите тридцать лет, она давно замужем за человеком вполне обеспеченным и любящем ее, не обременена работой и повседневными бытовыми заботами. Казалось ... Читать далее...
- Характеристика Воланда анализ по роману Мастер и МаргаритаВоланд — один из главных персонажей в романе А. М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Воланд является воплощением дьявола, который явился в «час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах». Главной целью героя являлось желание справить в Москве «великий бал сатаны». Намечающийся «бал» стал причиной ряда необычайных событий, которые доставили немало проблем местным жителям. Образ Воланда играл ... Читать далее...
- Образ Воланда роль по роману Мастер и МаргаритаВоланд — один из главных персонажей романа Булгакова «Мастер и Маргарита», он является главенствующей силой в потустороннем мире. Это сатана, дьявол, автор называет его «князем тьмы», «духом зла и повелителем теней». Некоторые черты Воланда перекликаются с образом Мефистофеля из «Фауста» И. В. Гете. В поэме Гете даже встречается однажды имя Воланда, и именно оттуда оно ... Читать далее...
- Анализ образ Маргариты по роману Мастер и МаргаритаОбраз Маргариты в романе Михаила Булгакова несомненно занимает одно из центральных позиций в произведении, так как именно главная героиня в романе раскрывает те идеи, которые позднее развиваются такими персонажами как Иешуа Га — Ноцри и Мастер: идеи любви, творчества и конечно же веры. Стоит так же обратить внимание на то, что Маргарита очень люба сердцу ... Читать далее...
- Любовь и творчество по роману Мастер и МаргаритаРоман «Мастер и Маргарита», безусловно, шедевр мировой культуры. Сомневаюсь, что найдется хоть один человек в современном мире, который, будучи в сознательном возрасте, не слышал об этом произведении. Сюжет фантастичен, но автор таким образом преподносит его, что невольно веришь в достоверность всего происходящего на страницах романа. В нем описываются некоторые исторические моменты, что придает сюжету истинности, ... Читать далее...
- Почему «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова — это «роман в романе»? по роману Мастер и МаргаритаВ «Мастере и Маргарите» М. А. Булгаков параллельно показывает Москву 30-х годов минувшего столетия и древний Ершалаим, в котором без труда угадывается Иерусалим. В центре Иудеи развиваются трагические события, связанные с Иешуа Га-Ноцри, в образе которого воплощен библейский Иисус. Главы романа условно разделены на «московские» и «новозаветные». Читатель время от времени переносится из недавнего прошлого ... Читать далее...
- Образ Мастера по роману Мастер и МаргаритаОбраз Мастера в романе Булгакова во многом автобиографичен. По образованию Мастер — историк, до описываемых в романе событий он работал в музее. Однажды он купил лотерейный билет и выиграл крупную сумму. После этого Мастер ушел с работы и решил воплотить свою мечту в жизнь: написать роман о Понтии Пилате. Именно в это время герой встретил ... Читать далее...
- Образ и характеристика Маргариты по роману Мастер и МаргаритаМаргарита является центральной героиней булгаковского романа «Мастер и Маргарита», возлюбленной Мастера. Она готова на все ради любви. Существует мнение, что прототипом образа Маргариты была Елена Сергеевна Булгакова, жена писателя. Роль Маргариты в романе очень важна. В ее лице автор нарисовал идеальный образ жены гения. Героиня была замужем, но с мужем была несчастлива, потому что не ... Читать далее...
- В каком герое романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» воплощена идея всепрощения?В каком герое романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» воплощена идея всепрощения? Традиции каких писателей наследует М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита»? а. Гоголь б. Достоевский в. Гофман г. Толстой д. Гете Откуда взят эпиграф к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»? а. «Капитанская дочка» А. С. Пушкина б. Евангелие в. «Фауст» Гете Кто ... Читать далее...
- Характер Воланд и его свита по роману Мастер и МаргаритаВоланд является центральным персонажем романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Это дьявол, который явился в земной мир в «час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах». Он собирается справить «великий бал сатаны» в Москве. Этот бал повлечет за собой ряд необычайных событий, которые смутят покой города и доставят много беспокойства его жителям. В процессе создания ... Читать далее...
- Образ и характер Волонда по роману Мастер и МаргаритаКакую роль играет эпиграф в раскрытии образа Воланда? Эпиграф к роману: «…так кто ж ты, наконец? — Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», взят из поэмы Гете «Фауст» неслучайно. Автор как бы противопоставляет своего сатану и Мефистофеля. Действительно, Воланд не похож на искусителя, дьявола, который разрушает все вокруг ... Читать далее...
- По роману Мастер и МаргаритаПочему Мастер, по словам Воланда, не заслужил света, а только покой. Мастер — талантливый писатель, единственный настоящий творец в романе, которого не интересуют деньги, а важна только любовь и творческая деятельность. Но написать что-то великое — еще не все, нужно уметь защитить свое детище, не отступить от своих убеждений. После того, как на него обрушился ... Читать далее...
- Любовь будет жить вечно по роману Мастер и Маргарита«Мастер и Маргарита»- это замечательный и увлекательный роман о большой и чистой любви с элементами фантастики. Это произведение увидело мир только после смерти своего автора, великого и талантливого мастера слова М. А. Булгакова. Главные герои романа случайно встречают друг друга на улице. И между ними мгновенно пробегает искра, которая зажгла огонь страстной и вечной любви. ... Читать далее...
- Образ характер и характеристика Геллы по роману Мастер и МаргаритаГелла является в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» служанкой Воланда. Она красива, но ее уродует безобразный шрам на шее. Глядя на него, мы понимаем, что эта героиня — вампир. Гелла ходит по квартире, где остановился Воланд со своей свитой, обнаженная, на ней лишь один передник. Воланд характеризует свою служанку следующим образом: «Расторопна, понятлива», далее он ... Читать далее...
- Проблема предательства по роману Мастер и МаргаритаКаждый человек имеет свою цену Роберт Вальполю Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — одно из лучших произведений двадцатого столетия. До сегодняшнего дня мы восхищаемся талантом писателя, который сумел соединить в одном произведении любовь и ненависть, добро и зло, вымысел и правду. Роман многогранен, он поднимает множество проблем, актуальных и по сей день. Одной их ... Читать далее...
- А была ли это любовь? по роману Мастер и МаргаритаМногие люди на протяжении своей жизни стараются найти свою любовь. Но, к сожалению, этим озабочены не все и поэтому очень часто проходят мимо своей настоящей любви, принимая ее за мимолетное увлечение или привязанность. Это понятно, ведь у взрослого человека не всегда достаточно времени и сил, чтобы заниматься помимо всего поиском или перевоспитанием своей «половинки». В ... Читать далее...
- Похожа ли Маргарита на героинь предшествующей литературы или это новый тип героини? по роману Мастер и МаргаритаПри чтении «Мастера и Маргариты» далеко не сразу понятно название романа. Этих героев М. А. Булгаков вводит в сюжет лишь ближе к середине повествования. Образ Маргариты сначала представляется из рассказа самого Мастера о возлюбленной. До встречи с ним она чувствовала себя невероятно одинокой, несмотря на внешнюю устроенность жизни. В один из дней Маргарита шла по ... Читать далее...
- История создания и тема по роману Мастер и МаргаритаНад своим последним романом Михаил Афанасьевич Булгаков работал ни много ни мало почти двенадцать лет. Примечательно, что в процессе работы он неоднократно менял название романа: например, один из законченных вариантов назывался «Великий канцлер», другой — «Князь тьмы». В этих случаях имелся в виду, конечно, дьявол, прибывший в Москву под именем Воланда. Были и другие названия. ... Читать далее...
- Сюжетные линии по роману Мастер и МаргаритаВ романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» прослеживается 2 параллельных сюжетных линии. Согласно одной из них действия разворачиваются в Москве в середине 30-х годов. Здесь можно проследить приключения Воланда и его свиты, а также взаимоотношения Мастера и Маргариты. Кроме того, все эти персонажи пересекаются не только между собой, но и с другими не менее интересными ... Читать далее...
- Роль сатирических образов по роману Мастер и МаргаритаРоман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — один из самых известных в русской литературе и интересен как смысловой составляющей, так и композицией. Произведение основывают три сюжетные линии: любовная, историческая и сатирическая. Все они образуют единое целое и отражают идею поиска и борьбы за нее. Появление Воланда со своей свитой оказывается потрясением для московской общественности. ... Читать далее...
- Образ мастера в произведении по роману Мастер и МаргаритаМастер — герой Булгакова — не имеет собственного имени. Он сам отрекся от него, причем дважды: в первый раз, когда он принял прозвище Мастер, которое ему дала Маргарита, а во второй раз, когда оказался в клинике для душевнобольных и принял на себя «номер сто восемнадцатый», да еще «из первого корпуса». Надо думать, что во втором ... Читать далее...
- Тема милосердия по роману Мастер и МаргаритаЧто значит милосердие? Милосердие-это сострадательное, заботливое отношение к другому человеку, готовность оказать помощь и поддержать. Тема милосердия в романе наиболее ярко представлена через образ Маргариты. Героиня помогает окружающим ее персонажам не ради корысти, а именно ради благородной цели. Это характеризует Маргариту как истинно сострадающего, доброго и любящего персонажа. Маргарита — одна из немногих персонажей романа, ... Читать далее...
- Тема ответственности в произведениях по роману Мастер и МаргаритаЛитературное наследие Михаила Булгакова, которое представляет собой классику советской литературы, имеет драматическую судьбу. Многие его произведения замалчивались и подвергались преследованиям. К примеру, работа «Мастер и Маргарита», которая является вершиной творчества Булгакова, только через 25 лет после ее написания вышла в свет. Булгаков в произведении «Мастер и Маргарита» отражает свой взгляд относительно преступления и наказания, любви ... Читать далее...
- Личная ответственность и личный выбор по роману Мастер и МаргаритаРоман «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова один из самых сложных для понимания во всей русской литературе. Он наполнен мистическими образами, символами, многие персонажи взяты из мифологии разных культур. Вот уже больше полувека догадки и споры об истинном замысле Булгакова не умолкают. В произведении «Мастер и Маргарита» несколько сюжетных линий и тематик: мистическая — свора ... Читать далее...
- Анализ произведения «Мастер и Маргарита»План Введение Жанр романа Особенности композиции Основные темы романа Идеи и главная мысль Общий анализ романа Введение Анализ романа » Мастер и Маргарита » уже многие десятилетия является предметом изучения литературоведов во всей Европе. Роман имеет ряд особенностей, таких как нестандартная форма «романа в романе», необычная композиция, богатая тематика и содержание. Он не зря написан ... Читать далее...
- Характеристика героя Маргарита, Мастер и Маргарита, БулгаковМаргарита Маргарита — главная героиня романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», тайная возлюбленная Мастера, его соратница и помощница. По роману известны только ее имя и отчество. Маргарита Николаевна — красивая домохозяйка лет тридцати, которая проживает в центре Москвы и за мужем за состоятельным военным инженером. Мужа своего она не любит, и детей у них ... Читать далее...
- Образ Москвы 20-х годов по роману Мастер и МаргаритаОбраз Москвы 20-х годов представлен Булгаковым в его романе «Мастер и Маргарита» собирательно. Автор использует сатирические приемы, чтобы нарисовать портреты своих современников. Читая произведение, мы смеемся и сожалеем, потому что чувства, вызываемые героями, неоднозначны. В первых главах романа мы встречаемся с Михаилом Александровичем Берлиозом, председателем МАССОЛИТа. Однако этот человек на самом деле не имеет абсолютно ... Читать далее...
- Образ характер и характеристика Воланда по роману Мастер и МаргаритаНа первый взгляд, роль Воланда в сюжетной линии романа не кажется очень значительной. Влияние на события его свиты более очевидно. Именно действия Коровьева и Бегемота, а отчасти и Азазелло, являются тем приемом, который позволяет автору обратить внимание читателей на пороки людей и общества — очковтирательство чиновников, состояние системы общественного питания и даже обыкновенное бытовое хамство. ... Читать далее...
- Проблематика и система образов произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»Личность и власть, разные аспекты трактования проблемы, помочь ученикам осознать широту философско-этической проблематики романа, значение системы образов для раскрытия идейного замысла произведения; развивать навыки выделения главного, комментирование его, устной речи, логического и образного мышления; воспитывать сознательное отношение к вопросам нравственности, стремление к гуманистическим идеалам. Портрет писателя, издание произведения, иллюстративные материалы к нему, схема строения романа ... Читать далее...
- В чем состояло наказание Понтия Пилата? по роману Мастер и МаргаритаСюжет «романа в романе», автором которого был Мастер, составляла история Иешуа и Понтия Пилата. М. А. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» высказал личную версию библейских событий. Библейская версия и версия автора отличаются: в романе описана сцена допроса Иешуа — Христа — Пилатом, а также сцена казни. Образ Понтия Пилата для Булгакова ничуть не ... Читать далее...
Литературный анализ произведения по роману Мастер и Маргарита