Литературный анализ произведения по роману Мастер и Маргарита

Одной из ключевых проблем произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» является проблема творчества, а именно признания художника обществом. В этой книге царит счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Там правит великий бал Сатана и вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман.

Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом суетятся, предают и творят подлости вполне земные люди, жильцы Садовой и Бронной.

Смех и печаль, радость и боль

перемешаны воедино, как в жизни, но в такой концентрации, которая может существовать лишь в сказке. «Мастер и Маргарита» и есть лирико-философская сказка о любви и нравственном долге, об бесчеловечности зла, об истенном творчестве, которое всегда преодоление бесчеловечности, всегда порыв к добру и свету.

Движение событий в «Мастере и Маргарите» начинается «однажды весною, в час небывало жаркого заката». В Москве появляется сатана и его свита. «Дьяволиада» — один из любимых Булгаковских мотивов — здесь играет роль вполне реалистичную. Воланд грозой проносится над Москвой, карая все людские

пороки, лживость и непорядочность. Потусторонность и мистика никак не вяжутся с образом мессира. Он не вызывает страха, он лишь инструмент возмездия.

Воланд-дьявол представляется Булгаковым не как источник зла, а как профессиональный мастер, вынужденный иметь дело с человеческим злом, фиксировать и наказывать его. Поступки и поведения Воланда человечны.

Но кто же главный герой произведения? Воланд, Мастер, Маргарита или Иешуа и Понтий Пилат? Все критики сходятся на том, что главный герой — Мастер, не смотря на то, что описанию других персонажей Булгаков уделил гораздо больше внимания.

Тема зла у Булгакова представлена просто — это набор образов, олицетворяющих отдельные пороки и недостатки: редактор Берлиоз, директор театра Варьете Лиходеев, финдиректор Римский, администратор Варенуха, буфетчик Соков, председатель жилищного товарищества Босой, Иуда из Кириафа и другие — типичные представители. Однако все эти проявления зла были наказаны.

Книга весьма сложная и противоречивая, но одно можно сказать точно: она никого не оставит равнодушным.




Литературный анализ произведения по роману Мастер и Маргарита