Луков Вл. А. Мериме. Новеллы 1829-1830 годовпринцип «мозаики»

Луков Вл. А.: Мериме. Исследование персональной модели литературного творчества § 2. Новеллы 1829-1830 годов: принцип «мозаики» «мозаики» «местного колорита» к реалистическому историзму. В письме к И. С. Тургеневу от 3 декабря 1868 г. Мериме так разъяснил свой метод: «Для меня нет задачи интереснее, чем обстоятельнейший анализ исторического персонажа. Мне кажется, можно добиться воссоздания человека минувших эпох способом, аналогичным тому, каким воспользовался Кювье для восстановления мегатерия и многих вымерших животных.

Законы

аналогии так же непререкаемы для внутреннего облика, как и для внешнего» . Последняя мысль очень существенна: Мериме особое внимание обращает на типизацию психологии. Если в ранних произведениях за счет «жанровой игры» и объективного «свободного повествования» писатель стремился как бы изнутри раскрыть мир чужого сознания, чужой психологии, то теперь появляется фигура автора-француза, который хочет проникнуть в чуждую ему психологию извне, стараясь понять ее природу и не отвергая того, что противоречит традициям французов. В «жанровой игре» теперь нет необходимости, и она постепенно исчезает из
творчества Мериме. Почти все исключения связаны с завершением предыдущих работ.

Основу же творчества 1829 «Рим, Неаполь, Флоренция», 1817, — «Прогулки по Риму», 1829). «Ванина Ванини» Стендаля, «Загородный бал», «Побочная семья» Бальзака были творческой лабораторией, в которой опробовались принципы реалистического письма.

Экспериментирует с жанром и Мериме. Его новеллы 1829 «Revue de Paris», «Revue fra». В основе большинства новелл — исключительное по драматизму событие, заставляющее героев так или иначе действовать, приоткрыть свой внутренний мир. Анализ страстей позволяет Мериме перейти к синтезу и по методу Кювье на основании психологии одного или нескольких человек восстановить особенности сознания, психологии, жизни целых наций. В 1833 г. Мериме объединил произведения 1829 «Мозаика».

Сравним порядок произведений, вошедших в первое издание книги, с датами их первой публикации: «Матео Фальконе» , «Видение Карла XI» , «Взятие редута» , Таманго» , «Волшебное ружье» , «Федериго» «Баллады» , «Партия в триктрак» , «Этрусская ваза» , «Недовольные» , «Письма из Испании» . Таким образом, Мериме допустил лишь одно отступление от хронологии публикаций, поместив «Партию в триктрак» перед «Этрусской вазой» и «Недовольными». Композиция хаотична: иллирийские баллады разрываются итальянской сказкой «Федериго», «Жемчужина Толедо» присоединена к балладам и оторвана от «Писем из Испании», так же как «Взятие редута» — от новелл, посвященных психологии французов. Лишней по тематике, жанру, тональности кажется пьеса-пословица «Недовольные».

Уже в предыдущих книгах Мериме композиция не носила абсолютно закрытого характера, поэтому позже оказалось возможным расширить «Театр Клары Гасуль» и «Гузлу» и отделить «Жакерию» от «Семейства Карвахаля». Композиция же «Мозаики» подчеркнуто не выстроена, книга пестра в жанровом отношении. Этим она отличается от книг-циклов, подобных «Декамерону» Боккаччо или «Назидательным новеллам» Сервантеса.

Но зато возникает перекличка с бальзаковским замыслом «Человеческой комедии», также предполагающим жанровое многообразие. Впрочем, у Бальзака жанр определяется характером описываемого объекта, а композиция «Человеческой комедии» в целом выстраивается как грандиозное сооружение. В основе системы жанров, представленных в «Мозаике», лежит другой принцип: он обозначен в самом названии книги.

Мозаичность предполагает, что картина действительности складывается из мелких осколков, каждый из которых окрашен лишь в один цвет, передает какую-то одну характерную черту, жест, душевное движение, изображает отдельное событие и т. д. Мозаичность присуща и «Декамерону», а также множест-ву циклов, восходящих к нему. Но тот мир, который должен возникнуть в результате сложения осколков, у Мериме совсем другой: в нем нет гармоничности и упорядоченности, а, напро-тив, все находится в движении, все непредугадываемо, в каждой новой точке пространства, в каждый момент времени мож-но встретить иную психологию, иные нравы, иную действи-тельность. Если обратиться к жанровому аспекту, то нужно от-метить, что одним из основных средств выражения этой идеи выступают не отдельные жанры в творчестве Мериме, а их си-стема.

Совершенно естественно, что система жанров и в этом случае определяется общей концепцией мира и человека, ху-дожественным методом. Одновременно можно отметить тенденцию, пока еще недостаточно выраженную, к жанровой однородности. Встречаю-щееся разделение новелл Мериме на «экзотические» и «психологические» вполне справедливо, ибо во всех этих новеллах объектом писательского интереса выступает национальная психология, и психология француза — лишь частный случай общего подхо-да Мериме к действительности.

Нет принципиальной разницы и между реальными и фантастическими событиями в новеллах «Мозаики». Так, фантастическое событие, изображенное в «Видении Карла XI», есть использование приема материализации сознания. Этот же прием использован и в «Матео Фальконе», и в «Этрусской вазе»: сознание, психология, характерные для определенного народа, той или иной группы людей, развернуты в виде материального изображения. Материализация видения Карла XI — способ охарактеризовать свойственное шведским аристократам XVII «потусторонней» жизни и о поведении бесплотных духов. Аналогично будут построены и некоторые более поздние произведения Мериме — «Венера Илльская», «Локис», пародийные новеллы «Голубая комната», «Джуман».

Движение от романтического «личного романа» через ряд экспериментальных жанровых форм к лаконичным новеллам, образующим цикл на основе «мозаичности» изображения жизни, свидетельствует о развитии жанровой системы раннего творчества Мериме под влиянием установок романтического движения и формирующегося критического реализма.




Луков Вл. А. Мериме. Новеллы 1829-1830 годовпринцип «мозаики»