Манера изложения поэм Лермонтова
Вместе с тем новые формы стихотворного повествования свидетельствовали о достигнутом в процессе идейно-творческого развития поэта преодолении романтического индивидуализма и субъективизма. При всей близости к герою автор четко отделяет себя от него. Отсюда и новый характер лиризма: лирика, пронизывающая романтическую поэму в целом, теперь обособляется в лирические отступления, живущие самостоятельной жизнью рядом с эпическим повествованием; в них автор рассказывает о своих личных переживаниях, которые вовсе не обязательно совпадают
Переход от романтической патетики к реалистической шутке определил и манеру изложения. Лермонтов хорошо усвоил стиль шутливо-иронического небрежно-несвязного рассказа, блестяще разработанный Пушкиным в его романе в стихах и шутливых поэмах. От этих пушкинских жанров идет и речевой стиль реалистических поэм Лермонтова, резко отличный от чуждого шутки и просторечия стиля романтических поэм. Поэт не только усваивает стиль бытовой «прозаической» речи, но иногда и нарочито противопоставляет его патетике романтического слога, например в двойном сравнении:
Луна катится в зимних облаках,
Лексико-фразеологической «сниженности» этих поэм соответствует и их ритмико-интонационный строй, для которого характерно обилие «переносов», несовпадений ритмических и синтаксических единиц, что создает впечатление разговорного языка.
Применив в «Тамбовской казначейше» четырехстопный ямб и «онегинскую строфу», Лермонтов следующие поэмы пишет пятистопным ямбом, до того редко употреблявшимся в повествовательной поэзии, и новой, изобретенной им одиннадцатисложной строфой с такой рифмовкой: а-б-а-б-а-в-в-г-г-д-д.
Одновременно с «Сашкой» и «Сказкой для детей» Лермонтов работает над «Героем нашего времени». Идейно-творческие задачи вставшие перед поэтом,- широкое изображение общественных отношений и характеров в их развитии — требовали для своего решения жанра прозаического романа. Творческая удача на этом пути побудила Лермонтова оставить дальнейшую работу над повестями в стихах, но как определенный этап творческого пути поэта они представляют большой интерес.
Богатый и противоречивый внутренний мир М. Ю. Лермонтова нашел выражение прежде всего в лирике и поэмах. Романтическая субъективность лермонтовского творчества, особенно сильная в юношеский период, заставляла поэта предпочитать лирическое стихотворение и лиро-зпическую поэму другим литературным жанрам. Но очень скоро молодой Лермонтов начинает пробовать свои силы и в области драматургии.
Правда, лермонтовские драмы отличаются романтической субъективностью. Однако и в этом жанре мы наблюдаем у него постепенный рост реалистических тенденций, что выразилось в попытках драматурга нарисовать характеры и сцены, типичные для того времени.
Рукописи Лермонтова хранят следы различных драматургических замыслов. Наиболее интересным из них является «Сюжет трагедии» : «Молодой человек в России, который не дворянского происхождения, отвергаем обществом, любовью, унижаем начальниками.- Он застреливается». Лермонтов не написал этой трагедии о герое-разночинце, но трагическая судьба благородного, свободно мыслящего и чувствующего человека, вступающего в конфликт с реакционно-крепостническим обществом, стала основной темой лермонтовской драматургии. Лермонтовым было написано пять пьес. Три из них — «Испанцы», «Люди и страсти»: увлекаясь в этот период романтически-бунтарской драматургией Шиллера, Лермонтов назвал свою трагедию по-немецки) и «Странный человек» — написаны в 1830-1831 гг.
Две другие — «Маскарад» и «Два брата» — относятся к 1835-1836 гг. Лермонтов не пытался продвинуть в печать или на сцену свои ранние драмы. Как и юношеские поэмы, эти пьесы носят следы недоработанности.
Иное дело «Маскарад». Над этой драмой Лермонтов работал с большой настойчивостью, создав разные ее редакции. Желая видеть свою пьесу на сцене, Лермонтов отдал ее в Александрийский театр, но цензура не разрешила постановку «Маскарада». Пьеса Лермонтова впервые появилась на сцене только в 1852 г.
Но этот конфликт не исчерпывается морально-психологическими противоречиями. Он имеет социальную основу. Лермонтовский герой пламенно протестует против крепостничества и высказывает горячее сочувствие страдающим под гнетом помещичьей власти крестьянам. Антикрепостническая направленность составляет самую сильную сторону лермонтовской драматургии, что связывает ее с произведениями поэтов-декабристов, с антикрепостнической комедией А. С. Грибоедова «Горе от ума». В рассказе выведенного на сцену крепостного крестьянина нарисована страшная картина жестоких истязаний, которым подвергает помещица своих крестьян.
Репликой мужика драматург подчеркивает бесправие крепостного крестьянства и его бессилие перед дворянско-помещичьим правительством. «Где защитники у бедных людей? У барыни же все судьи подкуплены нашим же оброком». Устами своего героя Лермонтов гневно обличает потерявших человеческий облик крепостников, а вместе с тем решительно осуждает счастье и богатство, купленные «кровавыми слезами». Приходя на основании разговора с крестьянином, испытавшим на себе ужасы крепостничества, к некоторому социальному обобщению, герой восклицает: «О мое отечество! мое отечество!»
Манера изложения поэм Лермонтова