Мариенгоф Анатолий Борисович поэт, прозаик, драматург

Родился 24 апреля в Нижнем Новгороде в дворянской семье с хорошими культурными традициями, исконным демократизмом, где царили любовь и уважение друг к другу. Окончив частный пансион, поступает в привилегированный Дворянский институт императора Александра II. Отец не одобрял этот выбор, и через некоторое время А. Мариенгоф поступает в обычную гимназию. Отец оказал определяющее влияние на жизнь, мировоззрение и творчество сына.

По окончании гимназии отправляется в 1916 на фронт и служит в инженерно-строительной дружине.

Здесь пишет первую

пьесу в стихах «Жмурки Пьеретты», которая имела успех у слушателей. Об Октябрьской революции узнал в вагоне, когда ехал в отпуск в Пензу. Возвращение сюда совпало с трагедией: во время атаки города чехословацкими батальонами случайной пулей был убит отец. В эти годы начинает всерьез заниматься поэзией, писать стихи.

Как позже напишет — «влюбился в метафору», называл ее по-французски — имаж. Позже был организатором группы имажинистов.

За свой счет напечатали в Пензенской типографии сборник «Исход». С чемоданом, набитым экземплярами «Исхода», приехал в одна тысяча девятьсот восемнадцатый

к своему дяде, занимавшему должность комиссара водного транспорта, который познакомил его с зав. издательства ВЦИК К. Еремеевым, поддержавшим молодого поэта.

В этом издательстве Мариенгоф познакомился с САЛТЫКОВ Есениным, ставшим его другом. Есенин ввел его в круг молодых поэтов, создавших новое направление в русской поэзии — имажинизм. Сначала поэты собирались в кафе Всероссийского союза поэтов «Домино», с 1919 — в кафе «Стойло Пегаса».

Организовали издательство «Имажинисты», где выпустили с 1922 по 1924 четыре номера журнала «Гостиница для путешествующих в прекрасном» и ряд сборников «Имажинисты». В 1920 выходит его программная работа «Буян-остров. Имажинизм», где пишет: «Одна из целей поэта вызвать у читателя максимум внутреннего напряжения.

Как можно глубже вонзить в ладони читательского восприятия занозу образа…

» В 1922 выпускает пьесу «Заговор дураков», в 1926 появляются его прозаические произведения — «Роман без вранья», в 1928 — «Циники». Этот роман был осужден на общем собрании писателей как «антиобщественные проявления в области литературы». В 1930 Мариенгоф почти не печатается, его постепенно забывают читатели и издатели.

Он пытается искать новые формы, обращается к драматургии.

Во время войны его приглашают работать на ленинградское радио, где он выступает с чтением своих стихов и поэм о войне. В 1953 начинает писать свое лучшее прозаическое произведение — «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги» — книгу о своем детстве, юности, выдающихся современниках, с которыми приходилось встречаться и дружить. Несколько раз перерабатывал. Только после смерти, в 1965, книга была напечатана в журнале «Октябрь».

В одна тысяча девятьсот восемьдесят восемой была опубликована первая редакция книги, переданной когда-то самим писателем в библиотеку им. М. Е.

Салтыкова-Щедрина. В последние годы увидели свет и другие произведения Мариенгофа: стихи, некоторые пьесы, киноповесть о Ермаке, исторический роман «Екатерина».

Умер А. Мариенгоф в Ленинграде в день своего рождения, 24 апреля тысяча девятьсот шестьдесят втором.

Использованы материалы из опубликованной книги: Русская литература. Мастера русского слова: великие поэты и писатели. Афоризмы, цитаты, мудрые высказывания, великие поэты и писатели.

Издательство «Юниор» город Москва.




Мариенгоф Анатолий Борисович поэт, прозаик, драматург