Мастерство психологического анализа в романе «Престу­пление и наказание»

«Достоевский — художник… бездны человече­ской, человеческой бездонности» .

Ма­стерство психологического анализа в романе «Престу­пление и наказание».

Одной из задач писателя и его художественным до­стижением стало изображение внутренней жизни геро­ев, психологический анализ. Писатель показывает глу­бинные основания души героя. Сознание его направле­но на подготовку «идейного» убийства, но изначально добрая душа невольно и бессознательно проявляет себя то помощью Мармеладовым, то заботой о случайной, попавшей

в беду девушке.

С этой стороны Раскольни­ков не готов к преступлению и только усилием воли за­ставляет себя идти дальше по избранному пути.

Воссоздавая внутренний монолог, фиксируя дета­ли поведения и состояния Раскольникова в момент убийства, писатель передает весь ужас происходяще­го, специально нигде не акцентируя на этом внимания. Рефлексия — анализ собственных чувств, настроений, реакций на явления жизни, реплики и поведение дру­гих героев проявляет все уголки больной души героя, мечущегося в поисках выхода.

Писатель сознательно строит сюжет таким образом, что у Раскольникова появляются все

возможности из­бежать юридического наказания. Ни свидетелей, ни прямых улик нет. И главным для писателя-психолога становится изображение внутренней жизни героя после преступления. Сам Достоевский, обдумывая роман, пи­сал по этому поводу: «Неразрешимые вопросы встают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чув­ства мучат его сердце.

Божия правда, земной закон бе­рут свое, и он — кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтоб хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое».

Большую роль для раскрытия психологического со­стояния Раскольникова играют сцены со следовате­лем Порфирием Петровичем, умным, профессиональ­но, тонко понимающим состояние духа преступника, но безжалостным, играющим с Раскольниковым, как кошка с мышкой.

Болезненное состояние Раскольникова окрашивает многие страницы произведения в мрачные тона. Пи­сателю важно передать всю глубину мук, на которые обрекает себя гордый ум, отказавшийся от подсказок и безотчетного влечения сердца. А только сердцем, душой приняв христианские нравственные ценности, искренне и глубоко покаявшись, возможно ступить на путь выздоровления, возвращения к людям.

Ведь и на каторге Раскольников еще долгое время упорствует, считает свои теории вполне верными, хотя сам он и не оказался сверхчеловеком. И только страдания, проник­новение в сокровенный смысл Евангелия, самоотвер­женная помощь Сони возвращают героя к подлинно че­ловеческой жизни.




Мастерство психологического анализа в романе «Престу­пление и наказание»