Маяковский Владимир Владимирович МАЯКОВСКИЙ
Маяковский Владимир Владимирович
МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович, русский поэт.
В дореволюционном творчестве форсированная до крика исповедь поэта, воспринимающего действительность как апокалипсис. После 1917 сотворение социалистического мифа о миропорядке и трагически нарастающее ощущение его порочности. В поэме «Во весь голос» утверждение искренности своего пути и надежда быть понятым в «коммунистическом далеке» . Реформатор поэтического языка, оказал большое влияние на поэзию 20 в. Покончил жизнь самоубийством.
МАЯКОВСКИЙ
Семья. Учеба. Революционная деятельность
Родился в дворянской семье. Отец Маяковского служил лесничим на Кавказе; после его смерти семья жила в Москве. Маяковский учился в классической гимназии в Кутаиси, затем в 5-й московской гимназии, откуда был отчислен за неуплату. Дальнейшее образование — художественное: обучался в подготовительном классе Строгановского училища, в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина, в фигурном классе Училища живописи, ваяния и зодчества.
Еще в 1905 в Кутаиси
Маяковский и футуризм
В 1911 завязывается дружба Маяковского с художником и поэтом Д. Д. Бурлюком, в 1912 организовавшим литературно-художественную группу футуристов «Гилея» . С 1912 Маяковский постоянно принимает участие в диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными объединениями художников-авангардистов «Бубновый валет» и «Союз молодежи» . Поэзия Маяковского всегда сохраняла связь с изобразительным искусством, прежде всего в самой форме записи стихов, которая предполагала дополнительное, чисто зрительное, впечатление, производимое стихотворной страницей.
Стихи Маяковского были впервые опубликованы в 1912 в альманахе группы «Гилея» «Пощечина общественному вкусу» , где был помещен и манифест, подписанный Маяковским, В. В. Хлебниковым, А. Е. Крученых и Бурлюком, в нарочито эпатирующей форме заявлявший о разрыве с традициями русской классики, необходимости создания нового языка литературы, соответствующего эпохе. Воплощением идей Маяковского и его единомышленников-футуристов о назначении и формах нового искусства стала постановка в петербургском театре «Луна-парк» в 1913 его стихотворной трагедии «Владимир Маяковский» . Декорации для нее писали художники из «Союза молодежи» П. Н. Филонов и И. С. Школьник, а сам автор выступил режиссером и исполнителем главной роли — поэта, страдающего в отвратительном современном городе, изуродовавшем, растлившем своих жителей, которые хоть и избирают поэта своим князем, но не умеют признать и оценить приносимую им жертву.
«Творец в горящем гимне» . Поэзия 1910-х гг.
В 1913 выходит книга Маяковского из четырех стихотворений под названием «Я» , его стихи появляются на страницах футуристских альманахов «Молоко кобылиц» , «Дохлая луна» , «Рыкающий Парнас» и др., начинают печататься в периодике, издаются поэмы «Облако в штанах» , «Флейта-позвоночник» , «Война и мир» , сборник «Простое, как мычание» . Поэзия Маяковского наполнена бунтом против всего мироустройства — социальных контрастов современной урбанистической цивилизации, традиционных взглядов на прекрасное и поэзию, представлений о вселенной, рае и Боге. Маяковский использует воинственно изломанный, грубый, стилистически сниженный язык, контрастно оттеняющий традиционные поэтические образы, — «любовь на скрипки ложите» , «ноктюрн… на флейте водосточных труб» и др. Лирический герой, эпатирующий обывателя резкостью, ломкой языка и богохульством, остается романтиком, одиноким, нежным, страдающим, чувствующим ценность «мельчайшей пылинки живого» .
Стихи Маяковского 1910-х гг. были ориентированы на воспроизведение в устной форме — с эстрады, на вечерах, диспутах. Для восприятия на слух как нельзя лучше подходили их короткие рубленые строки, «рваный» синтаксис, «разговорность» и нарочито фамильярная интонация: «… Вам ли, любящим баб да блюда, жизнь отдавать в угоду?» . В сочетании с высоким ростом и зычным голосом Маяковского все это создавало неповторимый индивидуальный образ поэта-борца, площадного митингового оратора, защитника «безъязыкой улицы» в «адище города» , слова которого не могут быть красивы, они — «судороги, слипшиеся комом» .
«Любовь — это сердце всего»
Уже в ранних бунтарских стихах и поэмах Маяковского значительное место занимает любовная лирическая тема: «Любовь мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу дорог» . Любовь «вымучивает душу» страдающего, одинокого поэта. В 1915 Маяковский познакомился с Л. Ю. Брик, которая заняла центральное место в его жизни. Из своих отношений поэт-футурист и его возлюбленная стремились построить модель новой семьи, свободной от ревности, предрассудков, традиционных принципов отношений женщины и мужчины в «буржуазном» обществе.
С именем Брик связаны многие произведения поэта, интимная интонация окрашивает обращенные к ней письма Маяковского. Заявляя в 1920-е гг., что «теперь не время любовных ляс» , поэт тем не менее сохраняет верность теме, которая достигает трагически надрывного звучания в последних строках Маяковского — в неоконченном вступлении к поэме «Во весь голос» .
«Я хочу быть понят моей страной»
Революция была принята Маяковским как осуществление возмездия за всех оскорбленных в прежнем мире, как путь к земному раю. Позицию футуристов в искусстве Маяковский утверждает как прямую аналогию теории и практики большевиков и пролетариата в истории и политике. Маяковский организует в 1918 группу «Комфут» , деятельно участвует в газете «Искусство коммуны» , в 1923 создает «Левый фронт искусств» , куда вошли его единомышленники — писатели и художники, издает журналы «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ» . Стремясь использовать все художественные средства для поддержки нового государства, пропаганды новых ценностей, Маяковский пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов. Грубость, четкость, прямолинейность его поэтического стиля, умение превращать элементы оформления книжной и журнальной страницы в эффективные выразительные средства поэзии — все это обеспечивало успех «звонкой силе поэта» , целиком отданной на службу интересам «атакующего класса» . Воплощением позиции Маяковского этих лет стали его поэмы «150 000 000» , «Владимир Ильич Ленин» , «Хорошо!» .
К концу 1920-х гг. у Маяковского нарастает ощущение несоответствия политической и социальной реальности, вдохновлявшим его с отроческих лет высоким идеалам революции, в соответствие с которыми он строил всю свою жизнь — от одежды и походки до любви и творчества. Комедии «Клоп» и «Баня» представляют собой сатиру на обуржуазившееся общество, забывшее о тех революционных ценностях, ради которых создавалось. Внутренний конфликт с окружающей действительностью наступавшего «бронзового» советского века, несомненно, оказался среди важнейших стимулов, подтолкнувших поэта к последнему бунту против законов мироустройства — самоубийству.
Сочинения: Полное собрание сочинений. М., 1955-61. Т. 1-13.
Литература:
Харджиев Н. И., Тренин В. В. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970.
Катанян В. Маяковский: Хроника жизни и деятельности. М., 1985.
Янгфельдт Б. Любовь — это сердце всего: В. В. Маяковский и Л. Ю. Брик: Переписка 1915-1930. М., 1991.
Маяковский Владимир Владимирович МАЯКОВСКИЙ