Мертвые души характеристика образа Коробочка Настасья Петровна
Коробочка Настасья Петровна — вдова-помещица, коллежская секретарша; вторая «продавщица» мертвых душ. К ней Чичиков попадает случайно: пьяный кучер Селифан пропускает множество поворотов на возвратном пути от Манилова. Ночная «потьма», грозовая атмосфера, сопровождающие приезд к Настасье Петровне, пугающе-змеиное шипение стенных часов, постоянные воспоминания К. о покойнике-муже, признание Чичикову, что третьего дня ей всю ночь снился «окаянный» черт, — все это заставляет читателя насторожиться. Но утренняя встреча Чичикова
На «обытовление» образа работает и главное положительное качество К., ставшее ее отрицательной и всепоглощающей страстью: торговая деловитость. Каждый человек для нее — это прежде всего, и только, потенциальный покупатель.
Небольшой домик и большой двор К., символически отражающие ее внутренний мир, — аккуратны, крепки; тес на крышах новый; ворота нигде не покосились; перина — до потолка; всюду мухи, которые у Гоголя всегда сопутствуют застывшему, остановившемуся,
Однако «замирание» времени в мире К. все же лучше полной вневременности мира Манилова; у нее хотя бы есть прошлое; какой-то, пусть и смешной, намек на биографию. К. обладает характером; слегка смутившись от предложения Чичикова продать мертвых, тут же начинает торговаться и не останавливается до тех пор, пока Чичиков в гневе не сулит ей черта, а затем обещает купить не только мертвецов, но и другую «продукцию» по казенным подрядам. К. — опять же в отличие от Манилова — помнит своих умерших крестьян наизусть. К. туповата: в конце концов она приедет в город, чтобы навести справки, почем теперь идут мертвые души, и тем самым окончательно погубит репутацию Чичикова, и без того пошатнувшуюся.
Однако даже эта туповатость своей определенностью лучше маниловской пустоты — ни умной, ни глупой, ни доброй, ни злой.
Тем не менее само местоположение села К. указывает на ее «безнадежность», «бесперспективность» каких бы то ни было надежд на ее возможное исправление и возрождение. В этом она подобна Манилову — и занимает в «иерархии» героев поэмы одно из самых низких мест.
Мертвые души характеристика образа Коробочка Настасья Петровна