Мещанин во дворянстве характеристика образа Журдена

Журден — мастерски выведенный Мольером тип выскочки, нувориша. Появление в комедии подобного типа обусловлено характерным явлением социальной жизни Франции эпохи Людовика XIV: дворянство беднеет, буржуазия становится богаче, влиятельней и стремится сравняться с аристократией. Разбогатевшего торговца тканями, господина Ж., терзает одна забота: быть во всем похожим на дворянина.

Подражая нравам дворянства, Ж. нанимает учителей, которые, пользуясь его неискушенностью, конкурируют между собой: в надежде побольше заработать каждый объявляет

свою профессию наиболее важной. На самого Ж. аргументы учителей впечатления не производят — ему требуется гораздо меньше, чем они предлагают, так как его представления об аристократизме более чем поверхностны. После предложения философа обучиться логике, этике и физике Ж. просит заняться с ним правописанием и научить «узнавать по календарю, когда бывает луна, а когда нет». Наивно веря в силу денег, Ж. нанимает дорогого портного и не жалеет средств на платье. Тщеславие толкает Ж. на излишние расходы: услышав обращение «ваша милость», он увеличивает чаевые подмастерьям портного; те, видя эту его слабость,
по мере возрастания чаевых возводят его в «сиятельство» и даже «светлость». Тщеславие же заставляет Ж. отказать Клеонту, влюбленному в его дочь Люсиль. «…Дочь моя будет маркизой, а разозлишь меня еще пуще, так я ее герцогиней сделаю!» — отвечает он госпоже Журден, в отличие от мужа считающей удачным только брак с равным и видящей ослепление своего мужа.

Необоснованные претензии Ж. препятствуют личному счастью его дочери, но они же в конце концов помогают слуге Ковьелю устроить брак Люсиль и Клеонта, остроумно разыграв доверчивого и готового на все ради приобщения к аристократическому сословию буржуа: переодевшись и представившись турецкоподданным, Ковьель просит руки Люсиль от имени сына турецкого султана и посвящает его в «мамамуши», для чего Ж. переодевают турком, бреют и заставляют участвовать в нелепейшей «церемонии посвящения».




Мещанин во дворянстве характеристика образа Журдена