Мир в творчестве Лермонтова

О специфике художественной картины мира в творчестве Лермонтова

Критик Белинский писал, что действительность как мате­риал — это чистое золото, но не очищенное, а «в куче земли и руды». Задача науки и искусства — это золото очистить.

Художественные картины, созданные Лермонтовым в его произведениях, — это широкое полотно реальной жизни, мно­гоцветной и переменчивой, но в ее индивидуальных проявле­ниях. Рассмотрим это на примерах романа «Герой нашего вре­мени». Первое, что описывает художник, — социальная среда,

в которой живет и действует главный герой: горцы, военные, разноликое «водяное общество» Пятигорска и Кисловодска. Офицеры: Печорин, Грушницкий, Максим Максимыч — при­надлежат казенной военной сфере и, как люди служивые, они официально обязаны нести «государеву службу», в их случае — воевать.

Но у них «под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум». Об этом можно говорить почти без иронии, сделав, однако, скидку на то, что Максим Максимыч пусть образованностью не блещет, но имеет множество других достоинств, а именно: мудрость, чувство такта, врожденное благородство,

теплоту и сердечность. И даже Грушницкий, при кажущейся неразвитости чувств, произносит по-французски витиеватую фразу, которую по-русски сочинит далеко не каждый.

А он — юнкер, всего год назад закончивший военное училище и уже побывавший в деле, где ранен и даже награжден георгиевским крестом.

А Печорин — это богато одаренный от природы человек, который наделен тонкостью чувств, наблюдательностью, уме­нием разгадывать человеческие характеры. Однако в том, что он герой своего времени, сомневается и сам автор, о чем он пишет в предисловии к «Журналу Печорина». В монологах глав­ного героя романа звучит обида на себя и на современную ему эпоху, хотя сам он является виновником трагедий тех людей, которые встретились на его жизненном пути. Лишь любящая Печорина княгиня Вера в последнем письме к нему говорит о лучших чертах дорогого для нее человека: о его обаянии, о чем-то «гордом и таинственном», что так привлекательно в нем.

И она же чувствует, насколько он несчастлив.

Социальная среда широко изображена автором: мы видим людей не только из высшего общества, но и «из простых». Это горцы: татары, черкесы, осетины — проводники в горах и хо­зяева придорожных постоялых дворов. Это контрабандисты из главы «Тамань».

Люди разных сословий идут рядом по своим, внутренним жизненным законам, и это неизбежно.

Великолепны портреты действующих лиц. Особенно при­мечательная черта их внешности — глаза. Блеск глаз Печорина, «ослепительный, но холодный», — свидетельство силы воли и ощущения превосходства над людьми. При первой встрече с княжной Мери его поражают «бархатные глаза» утонченной аристократки — признак избранности и изнеженности той сре­дой, которая ее взрастила.

А глаза Бэлы «так и заглядывали вам в душу». Поэтически одаренная девушка из замкнутой горской, с феодальными традициями семьи видит молодого красавца, русского офицера, и «поет» ему «комплимент» — прекрасную песню-метафору про молодой тополь. Вспоминается известное сравнение: глаза — зеркало души.

Наконец, слепые глаза мальчика из подозрительного семейства, к которому на постой определили Печорина в Тамани, выражают многое: в доме, по словам проводника, «нечисто».

Среда, в которой живут герои, тоже представлена в разных образах. Один из них — вещный, предметный мир, окру­жающий героев. Это сакли, нищие постоялые дворы, которые содержат оборванные местные горцы.

Это бедная хата, не­мудреное жилище контрабандистов, на высоком берегу моря. Это «чистенький, новенький городок» Пятигорск, куда глав­ный герой приехал подлечиться и успокоить свою мятущуюся душу. Это «ресторация» с шумными собраниями и балами, место, где встречаются многие представители «водяного общества».

Красноречивы детали. Это жестяной чайник, спутник стран­ствующего военного. Это украшенное серебром дорогое оружие Казбича, признак доблести, и нищая одежда, свидетельство пре­зрительного отношения гордого воина к ненужным ценностям жизни.

Это отсутствие икон в хате контрабандистов — плохой знак, свидетельство их нечистой жизни и злых помыслов.

Природа в романе — отдельная страница в многомерной кар­тине мира, отраженного в «Дневнике» главного героя. Только в горах, в вольной стихии, в нецивилизованной среде, взрастали неуемные характеры, буйные и страстные, готовые все разру­шать на своем пути. Таков Казбич из главы «Бэла».

Горделивый Печорин, при всем его скептическом отношении к жизни, умиляется видами Пятигорска и обрамляющих его гор. Пятиглавый Бешту синеет, «как последняя туча рассеянной бури». Машук, «как мохнатая персидская шапка», высится над Пятигорском.

Прелестная деталь: лепестки с цветущих деревьев через от­крытое окно падают на стол Печорина.

Романтический образ «ундины» из главы «Тамань» дан ав­тором на фоне моря, такого же переменчивого и своенравного, как и ее характер. Вспомним также описание утра, «голубого и свежего», накануне дуэли — утра, которое могло стать послед­ним в жизни главного героя.

Таким образом, природа либо соответствует чувствам чело­века, либо противопоставлена этим чувствам.

В заключение можно сказать, что художественная картина мира в творчестве Лермонтова многогранна и многолика, с глу­боким проникновением в суть жизненных процессов и харак­теров героев.




Мир в творчестве Лермонтова