Мир в творчестве Лермонтова
О специфике художественной картины мира в творчестве Лермонтова
Критик Белинский писал, что действительность как материал — это чистое золото, но не очищенное, а «в куче земли и руды». Задача науки и искусства — это золото очистить.
Художественные картины, созданные Лермонтовым в его произведениях, — это широкое полотно реальной жизни, многоцветной и переменчивой, но в ее индивидуальных проявлениях. Рассмотрим это на примерах романа «Герой нашего времени». Первое, что описывает художник, — социальная среда,
Но у них «под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум». Об этом можно говорить почти без иронии, сделав, однако, скидку на то, что Максим Максимыч пусть образованностью не блещет, но имеет множество других достоинств, а именно: мудрость, чувство такта, врожденное благородство,
А он — юнкер, всего год назад закончивший военное училище и уже побывавший в деле, где ранен и даже награжден георгиевским крестом.
А Печорин — это богато одаренный от природы человек, который наделен тонкостью чувств, наблюдательностью, умением разгадывать человеческие характеры. Однако в том, что он герой своего времени, сомневается и сам автор, о чем он пишет в предисловии к «Журналу Печорина». В монологах главного героя романа звучит обида на себя и на современную ему эпоху, хотя сам он является виновником трагедий тех людей, которые встретились на его жизненном пути. Лишь любящая Печорина княгиня Вера в последнем письме к нему говорит о лучших чертах дорогого для нее человека: о его обаянии, о чем-то «гордом и таинственном», что так привлекательно в нем.
И она же чувствует, насколько он несчастлив.
Социальная среда широко изображена автором: мы видим людей не только из высшего общества, но и «из простых». Это горцы: татары, черкесы, осетины — проводники в горах и хозяева придорожных постоялых дворов. Это контрабандисты из главы «Тамань».
Люди разных сословий идут рядом по своим, внутренним жизненным законам, и это неизбежно.
Великолепны портреты действующих лиц. Особенно примечательная черта их внешности — глаза. Блеск глаз Печорина, «ослепительный, но холодный», — свидетельство силы воли и ощущения превосходства над людьми. При первой встрече с княжной Мери его поражают «бархатные глаза» утонченной аристократки — признак избранности и изнеженности той средой, которая ее взрастила.
А глаза Бэлы «так и заглядывали вам в душу». Поэтически одаренная девушка из замкнутой горской, с феодальными традициями семьи видит молодого красавца, русского офицера, и «поет» ему «комплимент» — прекрасную песню-метафору про молодой тополь. Вспоминается известное сравнение: глаза — зеркало души.
Наконец, слепые глаза мальчика из подозрительного семейства, к которому на постой определили Печорина в Тамани, выражают многое: в доме, по словам проводника, «нечисто».
Среда, в которой живут герои, тоже представлена в разных образах. Один из них — вещный, предметный мир, окружающий героев. Это сакли, нищие постоялые дворы, которые содержат оборванные местные горцы.
Это бедная хата, немудреное жилище контрабандистов, на высоком берегу моря. Это «чистенький, новенький городок» Пятигорск, куда главный герой приехал подлечиться и успокоить свою мятущуюся душу. Это «ресторация» с шумными собраниями и балами, место, где встречаются многие представители «водяного общества».
Красноречивы детали. Это жестяной чайник, спутник странствующего военного. Это украшенное серебром дорогое оружие Казбича, признак доблести, и нищая одежда, свидетельство презрительного отношения гордого воина к ненужным ценностям жизни.
Это отсутствие икон в хате контрабандистов — плохой знак, свидетельство их нечистой жизни и злых помыслов.
Природа в романе — отдельная страница в многомерной картине мира, отраженного в «Дневнике» главного героя. Только в горах, в вольной стихии, в нецивилизованной среде, взрастали неуемные характеры, буйные и страстные, готовые все разрушать на своем пути. Таков Казбич из главы «Бэла».
Горделивый Печорин, при всем его скептическом отношении к жизни, умиляется видами Пятигорска и обрамляющих его гор. Пятиглавый Бешту синеет, «как последняя туча рассеянной бури». Машук, «как мохнатая персидская шапка», высится над Пятигорском.
Прелестная деталь: лепестки с цветущих деревьев через открытое окно падают на стол Печорина.
Романтический образ «ундины» из главы «Тамань» дан автором на фоне моря, такого же переменчивого и своенравного, как и ее характер. Вспомним также описание утра, «голубого и свежего», накануне дуэли — утра, которое могло стать последним в жизни главного героя.
Таким образом, природа либо соответствует чувствам человека, либо противопоставлена этим чувствам.
В заключение можно сказать, что художественная картина мира в творчестве Лермонтова многогранна и многолика, с глубоким проникновением в суть жизненных процессов и характеров героев.
Мир в творчестве Лермонтова