МИСТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ РУБЕЖА
МИСТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ РУБЕЖА
На рубеже веков без мистики было — никуда. Казалось, в самом воздухе носилась неясная, но вполне различимая тревога, ощущение апокалипсиса и вселенской катастрофы преследовало даже вполне здравомыслящих людей. Что уж говорить о поэтах, которые, как известно, «ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души»…
Надвигающаяся мировая война, сорвавшийся с цепи научно-технический прогресс, колесо мировой революции, уже зацепившее за свою ось воздушный шарфик русской интеллигенции,
Но искусство — на то и искусство, чтобы давать силы жить в любой, даже самой катастрофической ситуации.
В разных
Однако в нем отчетливо угадывалась столетняя романтическая селекция.
Модернизм разделил видимый мир на два: один из них, мир, окружающий нас, был уродливым и катастрофичным отражением другого, идеального, существующего непонятно где и непонятно как, но того мира, в котором вещи имели свои настоящие имена, свою настоящую цену и свою настоящую жизнь. В этом мире женщина была Непознанна и Прекрасна, Нежелаема и Любима, а мужчина — смел и надежен, как Конкистадор или Рыцарь, любовь была мудра и вечна, словно София, и жизнь казалась поистине прекрасной. Почему вышло так, что идеальный мир превратился во вселенскую катастрофу?
Неизвестно.
Зато становилось понятно, что делать: если открыть способ называть реальные вещи их идеальными именами, если научиться в слове видеть их истинную душу, если создать новый язык и научить ему людей — сразу и настанет рай на Земле.
Отсюда и вышли символизм, футуризм, экспрессионизм, супрематизм и вообще понимание особой миссии Поэта как Творца нового мира.
МИСТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ РУБЕЖА