Многоликость музы А. А. Ахматовой

1. Основные направления лирики Ахматовой. 2. Родина в стихах Ахматовой. 3. Взаимосвязь поэзии Ахматовой и Блока. В человеке порядочном патриотизм есть ничто иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит он ни от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше». Н. А. Добролюбов А. А. Ахматова писала свои стихотворения в сложное и неоднозначное время.

Творчество ее многогранно и удивительно гармонично. Первое стихотворение Ахматовой было напечатано в 1907 году в парижском журнале

«Сириус». Начиная с 1911 года Ахматова уже регулярно печатается в московских и петербургских изданиях. В 1912 году вышел первый сборник ее стихов «Вечер».Уже в этом сборнике проявились характерные для ее поэзии черты: напряженность любовного чувства, гармоничное сплетение внешних примет времени с переживаниями лирической героини. «Вечер» имел успех, но настоящую известность Ахматова приобрела после выхода сборника стихов «Четки» . В ранних стихах А. А. Ахматовой наблюдается обращение к символистским традициям.

Для творчества поэта характерны конкретность описаний, отсутствие всеобщности. Ощущается

связь поэзии Ахматовой с поэтическими принципами наиболее ярких представителей символизма, таких как А. А. Блок. Третий сборник стихов Ахматовой «Белая стая» вышел в 1917 году. В нем просматривается расширение тематического репертуара автора. Значительное место в стихах стали занимать темы, связанные с войной и приближающейся революцией.

Поэтическая манера Ахматовой меняется, вместо интонаций живого разговора в стихах звучит одическая, пророческая пророческая интонация. События современности находят отклик в поэзии Ахматовой. Особенно четко эта тенденция прослеживается в стихах, написанных после Октябрьской революции.

Например, в стихотворении «Когда в тоске самоубийства…» поэтесса говорит о своем неприятии революционных событий, но при этом — и о невозможности отказаться от Родины в тяжкие для страны дни: Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: Иди сюда, Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид». Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

Лирика Аматовой, в определенной степени, дает срез эпохи. Ахматова была поэтом своего времени и своей страны, она очень тонко чувствовала все социальные и политические изменения, не принимала их и страдала за Россию. Источником вдохновения для поэта была Россия, поруганная, но от этого не потерявшая своей прелести. Ахматова не смогла уехать в эмиграцию.

Она знала, что только в России сможет творить, что Родине нужна ее поэзия: Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Весь мир поэзии Ахматовой был связан с творчеством А. А. Блоком. Муза Блока и муза Ахматовой — родные сестры.

Герой поэзии Блока наиболее типичный человек эпохи, представитель мужской ее половины. Героиня же Ахматовой была представительницей прекрасною пола. Нередко у героя лирики Ахматовой прослеживаются черты лирических героев и образов Блока.

Особенность поэзии Ахматовой проявляется изображении многообразия женских судеб. В поэзии Ахматовой показан сложный женский характер переломной эпохи. Конечно, переломы а истории — это драматичные события, тяжелые для восприятия и переживания. Но при этом перемены это и обновление, что прекрасно чувствовала А. А. Ахматова. Вот потому и смогла она написать такие строки: Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькало крыло, Все голодной тоской изглодано, Отчего же нам стало светло?

В какой-то степени Ахматову можно назвать революционным поэтом. Но была она и поэтом традиционным, продолжателем традиций Пушкина. Взаимосвязь с творчеством Пушкина просматривается в лирике Ахматовой на протяжении всего ее поэтического наследия.

Но основным центром поэзии Ахматовой была любовь. Любовь — неотъемлемая часть стихии женской души. В одном из своих стихотворений поэт назвала любовь «пятым временем года».

Любовь у Ахматовой проявляется в крайних состояниях — взлета или падения, первой встречи или разрыва, смертельной опасности или тоски. Обычно стихи ее — начало, окончание или только кульминация драмы: Слава тебе, безысходная боль, Умер вчера сероглазый король. А за окном шелестят тополя: Нет на земле твоего короля…

В поэзии Ахматовой можно увидеть и особую тенденцию к любви-жалости: О нет, я не тебя любила, Палила сладостным огнем, Так объясни, какая сила В печальном имени твоем. Мир поэзии Ахматовой — трагедийный мир. Во многом это объяснимо с позиций жизни поэта. У Ахматовой выдалась непростая жизнь в непростое, переломное время. И боль поэта за свою страну, за людей отразилась в стихах.

Ахматова отдала всю себя на службу России, ее народу. Спустя десятилетия после создания центрального произведения в творчестве Ахматовой, поэмы «Реквием», поэт лаконично характеризует свою жизнь: Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, — Я была тогда с моим народом Там, где мой народ, к несчастью, был. Слово «народ» повторяется дважды в этих строках.

И уже это говорит об отношении Ахматовой к людям своей страны. Поэт всегда находится в особенно острой взаимосвязи с народом, поэт творит для людей, не для себя. И Ахматова — яркий тому представитель. В своих стихах она утверждает, что прочность слияния судеб народных и судьбы поэта проверяется общим для них несчастьем. А общественно-политическая обстановка того времени была для Ахматовой настоящим несчастьем.

Итак, Ахматова-поэт поражает нас своими удивительно образными, лаконичными и лиричными стихами. В ее творчестве неотъемлемой частью является любовь — традиционно женское чувство. Но не только любовь к мужчине, но и любовь к родной стране, боль за народ стали важными особенностями творчества поэта.




Многоликость музы А. А. Ахматовой