Многообразие творческих путей в литературе Германии

Писатели молодого поколения, вступившие в литературу после 1945 года, следовали примеру своих предшественников, активно боровшихся против фашизма.

В эти годы начали свою литературную деятельность Инга фон Вангенгейм, Р. Вернер и В. Йохо, которые были связаны с борцами-антифашистами, находившимися в эмиграции или сражающимися в подполье. Эм Вельк, отстаивавший в романах о Куммерове позиции социалистического реализма в искусстве, внес свой вклад в молодую литературу Германии биографической книгой «Моя страна, ты светишь мне издалека»

, романом «В утреннем тумане» и сборником рассказов на темы современности «С молотком нужно уметь обращаться» .

Франц Карл Вайскопф работал после войны советником при дипломатическом представительстве Чехословакии в США, затем он стал посланником Чехословакии в Швеции, послом Чехословакии в Китае. В 1952 году он переехал в Германии и возглавил вместе с Вилли Бределем журнал «Нойе дойче литератур».

Ф. К. Вайскопф боролся за чистоту немецкого языка, он оказывал большую помощь молодым авторам. Вайскопф оказался замечательным мастером литературного анекдота. Цикл романов об Австро-Венгерской монархии,

третий том которого остался незавершенным, повествует об упадке буржуазии и о переходе ее лучших представителей в ряды пролетариата.

Большое значение для стилистического развития новеллистического жанра имели прозаические работы Стефана Хермлина. Он активно участвовал в антифашистской борьбе в Испании, во Франции и в Швейцарии. В 1947 году Стефан Хермлин переехал из Франкфурта-на-Майне в Берлин.

Его очерки, эссе, рассказы отличаются сочетанием традиционных и новаторских стилистических средств, психологической проникновенностью и лаконизмом.

Проза Хермлина, собранная в книге «Рассказы» , тематически обращена к событиям антифашистской борьбы. В этих рассказах речь идет зачастую о необычных эпизодах, о поворотных моментах в жизни героев: в повествование нередко встраиваются ассоциативные фрагменты. Уже новелла Хермлина «Лейтенант Йорк фон Вартенбург» подкупает безукоризненным языком и оригинальной композицией, то есть теми художественными особенностями прозы Хермлина, которые в еще более зрелой форме проявляются в таких рассказах, как «Время одиночества» и «Время общности» , или в новелле «Комендантша» , обличающей фашистскую, антикоммунистическую идеологию и мораль. Свою книгу «Первая шеренга» , собравшую портреты молодых борцов антифашистского Сопротивления, Хермлин посвятил «многомиллионной второй шеренге, Союзу Свободной Немецкой Молодежи».

Для прозы ряда других писателей характерно то, что отправной точкой для своих произведений они брали либо непосредственно автобиографический материал, либо сочетали его с художественным вымыслом. Среди этих авторов можно назвать участника национально-революционной войны в Испании Вальтера Горриша и Ханса Маассена ; здесь же следует упомянуть первый роман Рут Вернер «Необычная девушка» . Инга фон Вангенгейм, прежде чем издать свои первые романы, опубликовала автобиографические записки «Воспоминания молодой женщины», «Мой дом Отечество» и «В широком поле» . Наряду с этими автобиографическими произведениями, среди которых выделялись книги Тео Хариха «За черными лесами» и «В долине заложников» , появились и воспоминания писателей старшего поколения, например» «Штиль и шторм» Берты Ласк и «Вечнозеленый» Виланда Херцфельде. Многообразной была литературная деятельность Людвига Турека.

Написанные с задорным юмором романы и рассказы Турека — автобиографические книги «К повороту готовьсь!» и «Счастливого плавания!» , в которых он рассказывает о своей морской жизни, а также роман «Анна Любитцке» и книга для детей «Я не был лицемером» — повествуют о жизнеутверждающей силе людей труда, проявляющих свою стойкость в самых трудных условиях. Людвигу Туреку принадлежат также киносценарии «Хлеб наш насущный» и «Последний фрахт» .

Важное место в литературном ансамбле Германии заняли книги таких разных писателей, как Вольфганг Йохо, Стефан Гейм и Вернер Штайнберг.

Уже в ранних произведениях Вольфганга Йохо — новелле «Пастушья флейта» и романе «Жанна Пейрутон» — прозвучал главный мотив его творчества: связанный с преодолением личного кризиса переход представителей буржуазии в лагерь борцов за социальный прогресс. Эта же тема нашла продолжение в романах «Путь из одиночества» , «Поворотный пункт» и «Милосердия нет» .

Стефан Гейм опубликовал свои первые книги в эмиграции. С 1943 года он сражается против фашистской Германии, будучи сначала солдатом, а затем офицером прессы американской армии. В 1952 году Стефан Гейм переехал в Германии. Антифашистская направленность его творчества, разоблачение псевдодемократии американского общества, выявление подлинной сущности американской политики военных и послевоенных лет достигли художественных вершин в пользовавшемся большой популярностью романе «Современные крестоносцы» .

Борьбе за власть, коррупции в американской армии в романе противостоит поиск демократической альтернативы, к которой стремятся некоторые из американских офицеров.

Антифашистское звучание характерно и для публицистики Стефана Гейма.

Вернер Штайнберг начал свою литературную деятельность с публицистических выступлений и лишь затем стал писать романы. В 1956 году он переселился в Германии. Наряду с историко-биографическими книгами он пишет научно-фантастические и детективные романы, преобладающим остался, однако, жанр современного романа.

В книге «Когда часы остановились» Штайнберг описывает падение крепости Бреслау. На примере отдельных персонажей он обличает нормы капиталистической и фашистской морали; он повествует также и о судьбах, чаяниях простых людей. Эта книга стала первой частью тетралогии, в которой прослеживается жизненный путь главных героев вплоть до 50-х годов и тем самым раскрываются различные пути развития двух немецких государств.




Многообразие творческих путей в литературе Германии