Модернистские тенденции в романе К. Гамсуна «Господин»
Импрессионизм — это направление в литературе и искусстве, который отмечается утонченным соединением личностных впечатлений и наблюдений, непостоянных мгновенных ощущений. Величайшие его представители — художники К. Моне, Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега и др., которые основной задачей художника считали изображение внешнего мира, утонченную передачу собственных впечатлений от предмета или явления, непостоянных расположений духа. Главной задачам в литературе считалось умение передать впечатление от мира в определенный момент через призму
Это обусловило функциональные и композиционные изменения описания, которое стало более эпизодичным, фрагментарным. Импрессионистические тенденции вызвали также изменения в характере сказа эпических жанров: она стала более лирической, что оказывало содействие подъему роли и расширению функции внутреннего монолога.
Для импрессионизма характерна большое количество метафор, светотени, звуковых красок и тонов, которые передают чувство автора. Элементы импрессионизма в литературе встречаются в творчестве А. Доде, Ги де Мопассана, С. Цвейга, Г. Коцюбинского, в поэзии П. Верлена,
Гамсун — известный норвежский писатель, который в своих произведениях показывал людей, которые страдают от одинокости; сложность и глубину чувств; всепоглощающую силу любовной страсти. Прозе Гамсуна присущий психологизм, глубокий лиризм, который, будто аккомпанемент, сопровождает основную тему сказа, который выходит за пределы изображения чувств отдельной личности. Гамсун довольно лучезарно и зримо воссоздавал жизнь обычных норвежских крестьян, помещиков, торговцев, лесорубов, интеллигенции.
В его произведениях возникает картина жизни всех слоев населения, но автора захватывает не она, а изображение психологических ситуаций, в которые попали его герои, которые боролись с обществом и собственными чувствами.
Творчество писателя можно назвать психологическим реализмом, начало которому положил Ф. Достоевский.
Исследователи творчества Гамсуна проводили параллель с романами Достоевского, разность была только в том, что русский писатель через внутренние конфликты личности стремился выразить социальные конфликты и дисгармонию мира, а Гамсун изображал мир как данность, а судьбу человека — как частный случай, который зависит от мира. В изображении психических залогов героев, изменения их настроил Гамсун достигал вершин искусства, обнаруживая высокое мастерство и способность проникнуть в глубочайшие человеческие тайны.
Творчества писателя были чужие натурализм и реализм 19 ст., весьма упрощенные представления о взаимосвязях человека и общества. Гамсун старался воссоздать общий смысл, дух действительности, а не изображать ее сходство в произведениях. Его герои укрупнены. им предоставляется масштабность, из-за чего они превращаются у воплощение общественных сил с очень реалистической основой.
В этой обобщенности образов — особенности литературы 20 ст.
Кнут Гамсун родом из бедной семьи портного из поселка Гамсунд на крайний северу Норвегии. Псевдонимом Гамсунд писатель подписывал свои первые произведения, а в результате типографской ошибки выпала литера «д», и под именем Гамсун он стал известным всему мира. Семья бедствовала, поэтому мальчик вынужденный был жить у более обеспеченного дяди, у которого ему было очень тяжело.
В 14 лет после бегства от дяди начались мыканье светом в поисках средств для существования. Образование удалось получить лишь начальное. Все другое он брал из книг, которых прочитал огромное количество. Первое сочинение «Загадочный человек Мурманска любовный история» написал в 18 лет.
Книжка пользовалась незаурядным успехом. Юноша принимает решение посвятить себя литературе. Следующее сочинение — повесть «Фрида», не был опубликованный, автор уничтожил рукопись.
Для Гамсуна начались года мыканий, в 1882 году выехал к Америке).
Голод и мыканья преследовали молодой человека и в Европе, и в Америке, где он ради заработка работает свинопасом, конторщиком и т. ин. По болезни — кровотечение — едет в Норвегию, а со временем через материальные нужды поворачивается в Америку. Сотрудничает в норвежской эмигрантской газете — анализирует американскую журналистику, литературу, театр, показывает буржуазную ограниченность, ненависть ко всему неамериканскому, разоблачает миф о равенстве всех в Америке, высмеивает поклонение перед деньгами, которые заменили в этой стране все.
1890 года опубликовал роман «Голод», во многом автобиографический, в котором показал ужасную ситуацию человека, брошенного на обочину жизни. Роман получает признание.
Следующие произведения — «Мистерии», «Господин», «Возле ворот царства», «Вечерняя звезда», «Виктория», «Дети столетия», «Городок Сегельфосс», «Соки земли», «Жизнь минует» и много других. В 1920 году удостоенный Нобелевской премии в области литературы. Во время Второй мировой войны через давние симпатии к Германии и антипатии к Америке и Англии попадается под влияние фашизма, поздравляет его.
После войны дело Гамсуна рассматривалась в суде, и лишь преклонный возраст спас его от наказания. Это была акция скориш морального характера, но слава писателя была сильно запятнанная.
Сперва роман был назван за именем главной героини «Эдварда», но потом автор решает, что название не отвечает замысла, и уже когда книга была набрана и готовая в печать, он изменяет название на «Господин». Господин — Бог, покровитель природы, иметь которого, увидев новорожденного, от ужаса втекла — он родился с козлящими ногами. Часто влюблялся, преследовал нимф, считается покровителем природы.
Модернистские тенденции в романе К. Гамсуна «Господин»