Самое главное, что меня удивляет в русской поэзии, — это то, что она почти всегда ученица «западной», однако всегда ее перерастает, на мой взгляд.
Действительно, из уроков литературы мы знаем, что русская поэзия начиналась как воспроизведение польской техники стихосложения. Но силлабическая система, которая была так хороша для польского языка с его постоянным ударением на предпоследнем слоге в слове оказалась непригодной для российской с ее живым и динамичным акцентом на разных слогах даже в одном и том же слове в разных его формах.
Поэтическая реформа Тредиаковского-Ломоносова вновь поставила русскую поэзию на место ученика, даже вся терминология была заимствована у древних греков. Система снова была взята из речи, непохожей на русскую, которая не имела ударения вообще. И вот есть: Державин, Жуковский, наконец, Пушкин — каждый из них сделал бы славу любой литературе.
Творчеству Блока, Брюсова, Белого, Гиппиус предшествовали французские символисты.
Почему же тогда в русской поэзии нет привкуса вторичности, воспроизведения образцов?
Я пришел к выводу, что российские поэты не визуализации образцов, а мастера, которые из этих образцов берут только органическое, им присущее. А дальше идут своим путем. Эту мысль прямо выразил Тютчев:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Дайджест:
- Серебряный век русской поэзии Игорь СеверянинПериод конца XIX начала XX века был в русской литературе отмечен своеобразным, во многом неожиданным всплеском художественного творчества, который был назван серебряным веком. Множество направлений, различных творческих объединений, авторов, которые, продолжая традиции русской классической литературы, решали вечные вопросы: добро и зло, человек и общество, человек и мир. Только простое перечисление имен поэтов Серебряного века заняло ... Читать далее...
- Серебряный век русской поэзии имена и тенденции1. Понятие «серебряный век». 2. Особенности литературного творчества на рубеже XIX-XX веков. 3. Яркие представители серебряного века русской поэзии. Понятия «Золотого» и серебряного веков, которыми обозначают определенные этапы развития русской литературы, прочно прижились в литературоведческой науке. Однако откуда же взялись столь поэтичные названия? Вероятно, они стали данью мифологической традиции античности. «Золотым веком» русской литературы была ... Читать далее...
- «Серебряный век» русской поэзии — Имена, даты, направленияНиколай Гумилев. Многие десятилетия мы были обречены на слухи и домыслы о его судьбе и о жизни его, и уж тем более об обстоятельствах гибели. В час, когда он родился, морская крепость Кронштадт была сотрясаема штормом. Старая нянька увидела в этом своеобразный знак, сказав, что у родившегося «будет бурная жизнь». И она оказалась права: поиски, ... Читать далее...
- Образ русской крестьянки в поэзии НекрасоваВ образе русской крестьянки Некрасов показал человека высоких нравственных качеств. Поэт воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье, детях. Наиболее полно этот тип женщины раскрыт Некрасовым в поэме » Кому на Руси жить хорошо » в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной. Она рассказывает обо всех житейских тяготах русской крестьянки: деспотизме семейных отношений, ... Читать далее...
- Размышления о народе и интеллигенции в поэзии БлокаРазмышления о народе и интеллигенции в большей мере, чем многое другое, были связаны с приближением Блока к реальному содержанию русской общественной жизни начала XX века. Но в прозе Блока, как это видно из того, что было сказано выше, отразились не только его попытки осмыслить общественную жизнь современности, но и то, что можно назвать его поэтической ... Читать далее...
- Образ русской женщины в поэзии Н. А. НекрасоваПоэма «Русские женщины» поражает читателя рассказом о мужестве, благородстве и силе духа жен декабристов. Поэма написана таким языком, который вызывает в душе читателя сильнейший эмоциональный отклик. Первая часть поэмы повествует о княгине Трубецкой, вторая — о княгине Волконской. Они оставляют привычную жизнь, своих родных и друзей ради далекой и пугающей поездки в Сибирь к своим ... Читать далее...
- Годы «оттепели» русской поэзииГоды «оттепели» стали для русской поэзии не только временем возрождения, но и временем расцвета. С появлением блестящих поэтических дарований интерес к стихам многократно возрос. Громадные залы Лужников, концертного зала им. П. И. Чайковского, Политехнического музея в Москве, театральные и концертные залы Ленинграда и других городов страны заполнялись до отказа, когда объявлялся вечер поэзии. Долгие часы ... Читать далее...
- Значение творчества Некрасова для развития русской поэзииДля всей нашей многонациональной литературы художественный опыт Некрасова оказался чрезвычайно важным. Его поэзия становилась для национальных литератур источником художественных идей, образов, мотивов. Некрасов оставил неизгладимый след в творчестве таких крупнейших поэтов и писателей, как М. Налбандян, О. Туманян, Янка Купала, Якуб Колас, К. Хетагуров и др. Особое значение имела поэзия Некрасова для развития украинской демократической ... Читать далее...
- Акмеизм и футуризм: модернистское течение в русской поэзииАкмеизм — модернистское течение в русской поэзии 1910-х годов, которое объединило Николая Гумилева, Анну Ахматову, Осипа Мандельштама, Сергея Городецкого, Георгия Иванова, Михаила Зинкевича, Григория Нарбута и «сочувствующих» Михаила Кузьмина, Бориса Садовского и других художников. Довольно часто акмеисты именуют свое направление «адамизмом» . Н. Гумилев определял адамизм как «мужественно-твердый и ясный взгляд на жизнь». К течению ... Читать далее...
- Вопросы с ответами к теме «»;Серебряный век»; русской поэзииКакой период в истории русской поэзии называют «серебряным веком»? В конце XIX ст. в русской поэзии, как и в западной литературе, развивается модернизм. Этот период длился с 80-х гг. XIX ст. до 20-х гг. XX ст. За точным названием Льва Гумилева, это был «серебряный век» русской поэзии. Это время открытий и находок, время расцвета религий ... Читать далее...
- В чем же, существо русской поэзии и в чем ее особенностьВнимание современников, по словам Пушкина, «не смеявшихся со времен Фонвизина», было обращено Гоголем к забытому жанру комедии. Бездумные водевили и кровавые мелодрамы Дюма, Дюканжа «пролезли» на русскую сцену. «Из театра мы сделали игрушку,- сетовал Гоголь,- …позабывши, что это такая кафедра… с которой читается разом целой толпе живой урок…». Поистине, дух века требовал важных перемен и ... Читать далее...
- Космизм в русской поэзии о природеНе нужно думать, что каждое стихотворение, которое мы, несомненно, относим к высшим духовным поэтическим ценностям, непременно обнаруживает свою «космическую» бесконечность, в столь почти наглядных пространственных и временных образах, как, скажем, в поминаемых стихах Лермонтова, Тютчева, Блока, Есенина, Рубцова. Или в народных песнях, типа «Высоко солнце исходило, далеко осветило», или в таких былинных зачинах, как: Высота ... Читать далее...
- Тема свободы и ее философское звучание в произведениях русской поэзииСвобода человека, защита его духовной автономии является одной самых актуальных тем в русской литературе. Она получила широкое отражение как в поэзии, так и в прозе. Особенно остро она прозвучала в романтической лирике начала XIX века. Свобода может рассматриваться в двух планах: общественном и философском. Наиболее глубоким и трудным является второй план. Тема свободы получает философское ... Читать далее...
- Игорь Северянин, поэт серебряного века русской поэзииКак поэт, Северянин находит себя в 1907 году, когда определил свое место в жизни: «Не изменяй намеченной тропы, и помни: кто, зачем и где ты». Проходят годы, происходят великие события, из-за которых появляются новые, прекрасные строки. Когда идет первая мировая война, поэт чувствует приближающиеся потрясения: «Чем дальше, все хуже и хуже. Все тягостней, все больней. ... Читать далее...
- Тема поэзии в русской лирике XX векаВ русской лирике XX века тема поэзии отходит в тень. Во-первых, уже слишком много сказано об этом предшественниками, а во-вторых, другие темы становятся более актуальными. И все же едва ли не каждый поэт хоть раз, да задумался над своей поэтической судьбой, над местом поэта в мире и в обществе. Традиции, заложенные русской классической литературой, продолжают ... Читать далее...
- Тема войны в русской поэзии XIX векаНесмотря на то, что в теме означен век девятнадцатый, нельзя не вспомнить здесь и не назвать «Оду на победу над турками и татарами и на взятие Хотина». Да и вообще, если вспомнить, поэзия XVIII века оставила нам много произведений, прославляющих победу русского оружия. Слава Отечества — главная ценность, защищать Россию — дело чести: Жить для ... Читать далее...
- Значение творчества Некрасова для истории русской поэзииТворчество Некрасова было закономерным продолжением и развитием лучших традиций русской литературы. В его произведениях нашли отражение гражданственность Рылеева, энергия отрицания, сила протеста Лермонтова, народность, фольклоризм Кольцова. В наибольшей же степени на становление творчества Некрасова воздействовали Пушкин и Гоголь. Некрасов был едва ли не единственным литературным деятелем, который в период наиболее острой полемики между приверженцами «пушкинского» ... Читать далее...
- Серебряное столетие русской поэзииНиколай Гумилев расстрелян большевиками. Александр Блок рано умер в голодном и холодном Петербурге, не имея возможности выехать из страны на лечение. Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Сергей Есенин покончили жизнь самоубийством. Иосиф Мандельштам, Николай Клюев погибли в советских концлагерях. Анну Ахматову, Бориса Пастернака травили, предъявляли обвинение в буржуазных тенденциях, замалчивали их творчество. Эти поэты одни из ... Читать далее...
- «Серебряный век»: модернистский период развития русской поэзииНа изломе ХIХ-ХХ ст. русская поэзия, как и западная, тоже переживает бушующее развитие. В ней доминируют авангардистские и модернистские тенденции. Модернистский период развития русской поэзии конца XIX — начала XX ст. называют «серебряным веком», русским поэтическим ренессансом. Идейной подпочвой развития новой русской поэзии, стал расцвет религиозно-философской мысли, который происходит в России на границе ХІХ-ХХ ст. ... Читать далее...
- «Серебряный век» русской поэзии: представители и художественные достиженияСловосочетание «серебряный век» в последние десятилетия стало постоянным определением русской культуры конца XIX — начала XX ст. Название так по аналогии с «золотыми пор», что возглавляла пушкинский период русской литературы. Словосочетание «серебряный век» сначала употреблялось относительно только поэтического творчества границы столетий. Со временем срок стал использоваться для определения всей художественной, и шире, всей духовной культуры ... Читать далее...
- Значение Державина в русской поэзииГ. Р. Державин написал много стихотворений, ставших классикой русской поэзии. Он подготовил тот переворот в литературном языке, который позже совершил А. С. Пушкин. Его заслуги перед отечественной литературой велики, а положение между М. В. Ломоносовым и А. С. Пушкиным незыблемо. С этой точки зрения творчество поэта есть его вечный памятник. Г. Р. Державин дерзнул говорить ... Читать далее...
- «Новая волна» в русской поэзииС воспоминаний начинали в 80-х гг. многие, однако каждый вспоминал свое. На этой основе возникало и различие манеры, ориентация на разные культурные и нравственные ценности, на разные имена старших поэтов, среди которых искали учителей. Одни ориентировались на Межирова, Слуцкого, Самойлова, наследуя от них вкус к «прозе в стихах», крупность деталей и стремительность балладного жанра. Другие, ... Читать далее...
- Любовь к Родине в русской поэзииСочинение доклад о творчесве и жизненном пути Н. А. Некрасова. Неизгладимый след в русской поэзии оставил Николай Алексеевич Некрасов. Его пламенные слова, переходя от поколения к поколению, зажигали юные умы и сердца. Поэзия Некрасова, исполненная страстной любви к Родине, звала идти «в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь», утверждала веру в прекрасную, свободную ... Читать далее...
- Одна из вершин русской поэзииВеликого русского поэта А. Т. Твардовского всегда интересовала судьба своей страны в переломные моменты истории. Еще в начале 30-х годов он создал поэтическую картину сложной эпохи коллективизации в поэме «Страна Муравия». Во время Великой Отечественной войны А. Т. Твардовский пишет поэму «Василий Теркин». Поэма посвящена жизни народа на войне. В центре поэмы образ Василия Теркина, ... Читать далее...
- Что мне нравится в современной русской поэзииН. К. Старшинов, поэт и фольклорист, в своем творчестве воплотил те художественные принципы, которые свойственны народной поэзии. На идейно-тематическом уровне это любовь к миру, к человеку, «братьям нашим меньшим», на художественном — песенные интонации, мелодичность, использование точной рифмы, разных видов рифмовки, обогащающих ритмический рисунок стиха. Он также много писал о войне: Сушь — в залитом ... Читать далее...
- Об истинной национально-русской поэмеДо Пушкина русская поэзия была не более, как понятливою и переимчивою ученицею европейской музы — и потому все произведения русской поэзии до Пушкина как-то походили больше на копии, нежели па свободные произведения самобытного вдохновения. Озеров написан русскую трагедию, даже историю «Дмитрия Донского», по в ней «русского» и «исторического» — одни имена, все остальное столько же. ... Читать далее...
- Какое отражение нашли в лирике Ф. И. Тютчева традиции русской поэзии?Какое отражение нашли в лирике Ф. И. Тютчева традиции русской поэзии? Уникальное художественное творчество поэта восприняло замечательные традиции русской классики. Прежде всего приходится говорить о М. В. Ломоносове с его стремлением передать в поэзии космическую беспредельность, бездну, полную звезд. Только у Тютчева космос предстает более трагичным в сложном взаимодействии своих сил, могучих и полярных. Близка ... Читать далее...
- Так называемый постмодернизм в русской поэзииПоэтического обновления ждали давно, едва ли не с тех пор, как завершился «поэтический бум». Новое в поэзии явилось вместе с общими переменами в жизни и культуре в конце 80-х гг. Сначала радовал сам факт новизны и крушения старого, поэтому вначале все новое называли просто другим: «другая литература», «другая поэзия»… Затем возникло желание — определить характер ... Читать далее...
- Поэт и гражданин в русской поэзии XIX века1. Общественные проблемы и размышления над ними в творчестве А. С. Пушкина. 2. Обличение пороков своего поколения в творчестве М. Ю. Лермонтова. 3. Гражданская лирика Н. А. Некрасова. Во все времена перед талантливыми людьми вставал вопрос: должен ли художник посвятить себя исключительно чистому искусству или же активно участвовать в общественной жизни? Нужно заметить, что отгородиться ... Читать далее...
- Тема назначения поэта и поэзии традиционна в русской литературе XIX века1. «Я не поэт, а гражданин…». 2. Пушкин — поэт-певец и поэт-пророк. 3. «Осмеянный пророк». 4. «Гражданином быть обязан». Начало XIX века, овеянное славой и громом побед в Отечественной войне 1812 года, заставило лучших людей того времени задуматься о судьбах родины. О том, что будет дальше со страной и народом, знакомые с идеями просветителей вернувшиеся ... Читать далее...
Мои размышления о русской поэзии