Мои впечатления от музыки импрессионизма

Импрессионизм — это что-то необычное, светлое, возвышенное, почти нереальное и не всем понятное искусство. Вот так я представляю это направление в музыке сейчас, с улыбкой вспоминая свою первую реакцию на впервые услышанную пьесу композитора-импрессиониста: «Что это такое, разве это музыка? Это же просто набор звуков!»

К сожалению, многие музыканты так и воспринимают этот стиль, как нечто вычурное, странное и не совсем понятное.

Что же имел в виду композитор, когда сочинял то или иное произведение? Особенно многих поражают удивительные

названия, которые отнюдь не ассоциируются с музыкой. К примеру, взять фортепианные миниатюры Клода Дебюсси — «Девушка с волосами цвета льна» или «Лунный свет». Первое, что приходит в голову — это явные картинки, образ которых нам сообщают эти словосочетания. Но уж никак не музыка.

Как можно звуками это передать? Мой мозг долго противился этому, и я не могла понять ну никак.

Но разве так нужно воспринимать импрессионизм? Я попыталась с этим разобраться, и многое поняла, переслушав массу произведений, а также пересмотрев картины художников, которые работали в этом стиле. Если брать за основу

теорию, то само слово «импрессионизм» означает — «впечатление».

Композитор передает свои личные впечатления, какие-то мимолетности, тронувшие его душу, через звуки и красоту тембра инструмента. Кажущийся изначально набор звуков превращается постепенно в яркую красочную картину, которую непременно вызовет в нашем воображении нечто схожее с первоначальной задумкой. Нужно только правильно настроить себя. Интересно то, что мы никогда до конца не сможем понять, что же имел в виду композитор, подписывая пьесу незатейливым названием, к примеру — «Следы на снегу».

Каждый из нас все равно воспримет это произведение по-своему, отображая внутри себя свою личную индивидуальную картину.

А ведь действительно. Даже если и невозможно до конца понять замысел композитора и увидеть реалии созданной им музыки его же глазами, то мы в любом случае сможем понять хотя бы некую часть. Когда я слушаю музыку, написанную импрессионистами Дебюсси, Равелем, то действительно вижу лунный свет, который залил своим холодным, но таким чарующим светом дорогу. Чувствую мороз и слышу хруст снега под ногами, хотя на улице в это время может вовсю светить яркое летнее солнце. Ощущаю это так, будто природа и музыка — это одно целое.

В импрессионизме оно так и есть. Но, скорее всего, подобные картины можно не сколько увидеть, сколько понять душой то, что не доступно разуму.

Это направление искусства меня привлекло своей неповторимостью и необычайными взглядами на окружающий мир. Музыка, в которой заложена психология души, мимолетные оттенки настроения, отображение в звуках увиденного извне и одновременно пережитого внутри, невольно захватывает, влечет за собой в неземной мир. Мир, который находится за гранью сознания и реальности, наполненный воздушными прозрачными красками отображенного бытия. Вслушиваясь в эти звуки, просто задумываешься об очень многом.

Хочется остановиться самому и остановить время, хотя бы на пару мгновений, чтобы понять: откуда, из каких источников души берется это чудо. Чудо, что дарит нашим серым будничным дням настоящие минуты праздника.




Мои впечатления от музыки импрессионизма