«Молох» и «Олеся» Куприна
Литературная биография Александра Ивановича Куприна фактически началась в 1885г., когда стараниями старого поэта Л. И. Пальмина в «Русском сатирическом листке» был опубликован рассказ юного автора «Последний дебют». Однако публикация эта осталась лишь трогательным биографическим фактом, отраженным позднее в рассказе «Первенец» и повести «Юнкера». Писателем — профессионалом Куприн стал со времени, когда он оставил военную службу и, скитаясь по Руси — от Москвы до Домбасса и от Волыни до Казани, — так же размашисто
За 10 лет бурной, эксцентричной, нередко полуголодной, но веселой молодости Куприн написал более 100 произведений. Особая примета раннего творчества Куприна _ большой тематический диапазон, при этом внимание писателя было сосредоточено на жизни демократических слоев общества.
Публикация повести «Молох» принесла литературный успех молодому автору. Основная ее тема — буржуазная цивилизация, пожирающая человеческие жизни и одновременно влекущая за собой «оподление» и опошление взаимоотношения людей, — не была
Мысль о разлагающем влиянии капитализма на человека получила в повести обостренно-экспрессивное выражение.
Заглавный символический образ Молоха — капитализма в повести многолик и многозначен. Это социально-экономический строй в целом, оживающий в страшной статистике инженера Боброва, посвященной эксплуатации рабочих. В то же время это конкретное проявление данного строя — крупное капиталистическое предприятие, сталелитейный завод, описание облика которого в начале повести определяет его содержание.
Это, наконец, предприниматель-миллионер Квашнин, чей образ уродливо гиперболизирован и обездушен: огромный, неправдоподобно толстый и огненно-рыжий, он похож на «японского идола грубой работы». Все вместе это — Молох, который пожирает людей физически и духовно.
Оставаясь в русле реализма конца века, повесть Куприна воспринималась вместе с тем как новое явление. Он впервые в нашей литературе, притом даже ранее Горького как автора рассказа «Озорник» — предпринял попытку изобразить массовое выступление русского рабочего класса, взрыв его негодования, начальные, пусть еще неудачные, усилия подняться на стачечную борьбу за избавление от нищеты и эксплуатации.
В центре самой повести оказался интеллигент-правдоискатель. Он выразитель авторского неприятия действительности, где царит капитал, и в то же время объект гневного порицания за свою душевную дряблость. Куприн сурово осудил буржуазный цинизм в области нравственности, вскрыл лицемерие, ложь и фальшь семейно-бытовых отношений в мире капитала, где все духовные ценности стали предметом купли и продажи.
Там, где хозяевами жизни являются Квашнины, совершается неумолимый процесс «оподления» человека, обезличивание личности, что нагляднее всего сказалось в поведении и во всем облике Свежевского и Нины Зиненко.
Отдавая дань исследованию «диалектики души» Куприн стремился проникнуть в сферу подсознания своего героя с целью проследить истоки раздвоения его личности. Примечательна выписанная в «Молохе» сцена, где инженер Бобров в полубреду мечется по заводской территории и в его раздвоившемся сознании вспыхивает и гаснет подавляемое рассудком стихийное стремление взорвать заводские котлы, приобщая его тем самым к стихийному бунту рабочих.
Таким образом, выступив с «злободневным» социальным произведением с большим налетом публицистичности, столь характерной для литературы 90-х гг., молодой писатель продолжил развитие социально-психологической линии русского реализма.
На протяжении всего своего творчества Куприн — художник тяготел к раскрытию ценности естественных чувств человека, не искаженных современным обществом, и любви как вечного светлого начала, которое способно возвысить душу любящего. В раннем творчестве это наиболее ярко проявилось в повести «Олеся» .
Герой повести, Иван Тимофеевич, начинающий писатель, уже успел втиснуть в одной маленькой газетке рассказ с «двумя убийствами и одним самоубийством», на полгода отправляется в лесную глушь, надеясь обогатить свой жизненный опыт: «Полесье…, глушь, лоно природы, первобытные натуры… Совсем незнакомый мне народ со странными обычаями, своеобразным языком… и уж, наверно, какое множество поэтических легенд, преданий и песен».
На этом красочном фоне развивается поэтическая история любви. В «Олесе» автор сосредоточил свое внимание на «чистом золоте» человеческого естества, чудом сохранившегося в царстве капитализма.
В повести создана романтическая ситуация: прошлое и будущее героини покрыто тенью неизвестности, а в настоящем она живет странной необщественной жизнью. Чувство любви, зародившееся в лирических весенних пейзажах, с которыми связана неопределенная «сладкая нежная грусть в душе героя», затем развивается неспешно, проходя поочередно все назначенные природой этапы. Тревожный, предшествующий любви период, полный смутных, томительно грустных ощущений: первое объяснение — «несколько молчаливых секунд… чистого полного свепоглащающего восторга» и, наконец, как триумф — «волшебная чарующая сказка» лунной ночи, уже омречненная смутным предчувствием близкой беды.
То повесть о любви как гимне здоровому началу в человеческой натуре, которое писатель неизменно стал противопоставлять отныне всему больному и античеловеческому, составляющему реальность буржуазного мира.
История девушки получает трагический конец — и потому что Иван Тимофеевич — человек нерешительный, и потому, что в привольную жизнь Олеси вторгаются корыстные расчеты деревенских чиновников и суеверия темных крестьян. Избитая и осмеянная, Олеся вынуждена со старой Мануйлихой бежать из насиженного лесного гнезда, спасаясь от неминуемой расправы над «ведьмовским отродьем». И только нитка дешевых красных кораллов, оставленная на углу оконной рамы, напоминает Ивану Тимофеевичу о нежной, великодушной любви Олеси.
Реальность воплощена в повести не столько в дико-жестоких нравах жителей полесья в их религиозном фанатизме, погубившем Олесю, сколько во внутренней несостоятельности героя рассказчика. Это все та же разновидность русского «лишнего человека», с его «ленивым сердцем» и безволием.
Олеся — романтическая мечта, воплощение купринского жизнелюбия, которое он только и смог противопоставить гнетущей социальной действительности. В этом смысле «Молох» и «Олеся» — произведения, связанные авторским мироощущением в одно целое. Это две стороны единой художественной задачи писателя — воссоздать не только голую правду, но и мечту, — задачи, которые определила его концепция мире и человека.
«Молох» и «Олеся» принесли Куприну известность, но фигурою первой величины сделал его «Поединок» — повесть о царской армии, опубликованная в «Сборнике товарищества «Знание», повесть эта несла на себе несомненную печать тесного сближения Куприна с Горьким. Посвятив ее первой публикации автору «Песни о буревестнике», Куприн писал ему: «теперь, наконец, когда все уже кончено, я могу сказать, что все смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам. Если бы Вы знали, как многому я научился от Вас и как признателен Вам за это».
«Молох» и «Олеся» Куприна