Мораль басни Собака, Человек, Кошка и Сокол
«Собака, Человек, Кошка и Сокол»- басня, написанная в 1816 году. Ее герои поклялись друг другу в вечной дружбе, разделить заботу и радость, помогать друг другу, а при необходимости и умереть друг за друга.
Налицо вся бутафория дружбы — полный комплект славословия и словоизвержения. Сюда прибавить нечего. А что было на деле?
На деле все оказалось иначе.
При первой опасности «Сокол на воздух, Кошка в лес», и Человек, на которого напал медведь, был спасен только Собакой. Но своего верного пса он-то и бросил в беде.
Несколько выводов
Первый — то, что не всякий из нас может сравниться с собакой в верности, как замечает Крылов. Второй вывод — то, что друга можно узнать только в нужде. Третий вывод, обычный для поэта, возводящий басенный «случай» в абсолют, показывающий «масштаб» басенного рассказа, то есть степень распространенности данного явления в мире действительности:
Как редки таковы друзья!
Редки «прямые», настоящие друзья. Иными словами, наиболее распространено противоположное, о чем и считает нужным сказать Крылов. Иван Андреевич замечает, что ему приходилось часто видеть
Что
Но и этого мало. Слишком хорошо поэт знал современного ему человека, чтобы остановиться на очевидном выводе из рассказа. И он добавляет:
Так тот,
Кто из хлопот
Был другом выручен, избавлен,
Его же покидал в беде,-
И далее существенное дополнение:
Его же и ругал везде.
Последнее не вытекает из басни. Она оказалась бессильной, чтобы измерить всю глубину людского падения. И здесь мораль несет в себе нечто новое: она не только поучение, применение, даже не только вывод, а существенное дополнение к рассказу, взятое не из мира подобия и уподобления, а прямо из жизни. Резкость басенного рассказа бледнела перед миром действительности.
И он, этот мир, проецируясь в басню, подсказывал поэту весьма оригинальные «сюжетные решения», как сказал бы критик нашего времени. Вот одно из решений все той же вечной темы в творчестве писателей и поэтов — темы дружбы.
Мораль басни Собака, Человек, Кошка и Сокол